72
ВЪСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
№ 11
вопросы,
касающіеся
разныхъ сторонъ
учебном
жизни въ
шкоиѣ,
и
между
прочимъ
ставилъ
вопросъ
о
томъ,
—
что
наиболѣе
затрудня-
етъ
ихъ въ
веденіи
преподаванія.
Ж
вотъ
многіе
изъ
слушателе
и
слушательницъ
курсовъ
жаловались
на
трудности
въ
веденіи
занятій
сразу
съ
несколькими
отдѣленіями.
Совершенно
подтверждаетъ
также
мои
личныя
наблюденія
и
то,
что
,,въ
бояыпинствѣ
спучаевъ
чисто механически
и
неумѣяо
распределяются
занятія
между
отдѣленіями",
что
очень
„непро-
дуктивно
используется время
самостоятельныхъ
занятій
учащихся»,
что
работы
послѣдняго
рода
даются
крайне „однообразный
и
шаблонный",
что, наконецъ,
учащіе
„слабо
пользуются
(или
даже
совершенно
не
пользуются)
возможностью заниматься
одновре-
менно съ
двумя
или
тремя
отдѣленіями"
(ом.
стр.
4).
Очевидно
отсюда, какой
живой
интересъ
должна
возбудить
къ
себѣ
книга,
задавшаяся
цѣлыо
всесторонне
освѣтить
вопросъ,
поставленный
заглавіемъ
ея.
И
это
тѣмъ
болѣе,
что
у
нас
нѣтъ
руководствъ,
посвященныхъ
спеціально
вопросу
о
томъ,
какъ
учителю
вести
занятія
съ
нѣ
сколькими
отдѣленіями
и
какъ
распредѣлять
эти
занятія
по
отдѣленіямъ,
о
чемъ
совер
шенно
правильно
заявляютъ
и
авторы
книги.
Къ
сожапѣнію,
и
текущая
журнальная
педагогическая
литература
оставляетъ со
вершенно
въ
тѣни
этотъ
вопросъ,
считая
наличность
нѣсколь-
кихъ
отдѣденій
въ
рукахъ
одного
учащаго
фактомъ,
свидѣтель-
ствующимъ
о
педагогической
отсталости
нашей начальной
шко-
лы.
Между
тѣмъ,
изъ
разсматриваемой
книги
Обухова
и
Кори
далина
мы
узнаемъ,
что,
напр.,
въ
Пруссіи
имѣется болѣе
поло
вины
школъ съ
однимъ
учителемъ
и
около
1
/ь
съ
двумя учи
телями,
при
чемъ
на
каждаго
учителя
приходится
учащий
большее
число
чѣмъ
у
насъ
—
въ
среднемъ
около
50
человѣи
Максимальное
же
число,
допускаемое
на
одного
учителя,
счи
тается
80
человѣкъ.
„Что
сталъ
бы
дѣлать
нашъ
русскій
учи
тель",
спрашиваютъ
авторы
книги,
„если
бы
ему
пришло
одному
вести
8 возрастныхъ группъ,
какъ
это сплошь
и
рядомі
приходится
дѣлать
нѣмецкому
учителю!
И
какъ
бы
счастлпві
былъ
нѣмецкій
сѳльскій
учитель,
если
бы у
него
на
рукая
было
только по
три
отдѣленія!»
(см.
стр.
5).
И
вотъ,
оказывается
)
несмотря
на
то,
что
у
нѣмецкаго
у
теля
на
рукахъ
часто
гораздо
больше
чѣмъ
по
три
отдѣленія
онъ
достигаетъ
вполнѣ
удовлетворительныхъ
результатовъ.
Это
му
помогаетъ,
съ
одной
стороны,
какъ
заявляютъ
авторы
кяигъ
и
солидная
педагогическая подготовка
и
методическая
выучка