ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА . 1915 г. № 5-12. МАЙ-ИЮНЬ. ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ. - page 830

11
вѣстникъ
рязанскаго губернскаго
земства.
67
Бъ
высшей
степени
интересно
было
выслушать
отъ
лектора
свѣдѣнія
о
введеніи
самоуиравленія
въ
школѣ.
Вопросъ
этотъ,
конечно,
имѣетъ
глубокое
значеніе
не только
для
школы,
но и
для
последующей
жизніі
,
такъ какъ
благодаря
введенію
самоупра-
юіенія
въ
школѣ
развиваются
въ
молодомъ
поколѣніи
обществен-
ные
навыки,
привычки
?
которые
имѣютъ
такое важное
значеніе
зъ
нашей
гражданской
жизни.
Есть-ли
у
дѣтей
минимальное
правосознаніе?
Если
есть,
то
можно
устроить
самоуправленіе
въ
школѣ.
У
дѣтей
даже
3-хъ
и
4-хъ
лѣтъ
есть
уже
зачатки
правосознанія,
есть
чувство
справедливости.
Надо
сказать,
что
правосознаніе
у
дѣтей
нахо-
дится
на
довольно
еще
ни.зкой
ступени;
какъ
у
пѳрвобытныхъ
людей,
существуѳтъ
право
возмездія,
мести
и
др. Ребята
прѳд-
•ставляютъ
какъ
бы
маленькую
первобытную
орду,
и
надо,
что-
бы
учитель
выступилъ
какъ
вожакъ,
руководитель. Самые
эле-
ментарные
зачатки
самоуправденія
можно
уже
видѣть
въ такъ
называемыхъ
въ
классѣ
дежурныхъ;
здѣсь
уже
имѣются
неко-
торый
отдаленныя
функціи самоуправпенія
въ
школѣ.
Необхо-
димо
эти
функціи
расширять
все
больше
и
больше,
давать
про-
сторъ
дѣтской дѣятельности
въ
этомъ
направлѳніи.
Можно
дать
некоторый
просторъ
дѣтямъ
въ
вопросахъ
мелкой
дисциплины,
въ
устройствѣ
майскихъ
союзовъ
и т.
п.,
но
при
этомъ
нуженъ
все-таки
руководитель,
контроль.
Слѣдуетъ,
конечно,
очень
строго
относиться
вообще
къ
тому,
въ
чемъ
предоставить
дѣ-
тямъ
большій
просторъ.
Возьмемъ,
напримѣръ,
судебныя
функ-
ЦІи, судебное
разбирательство
въ
классѣ.
Сразу
эти
функцін:
ни
въ коемъ
случаѣ
нельзя
дать
самому
классу.
Наше
общество
зависитъ
отъ
качества
индивидовъ
въ
обществѣ,
и
"чѣмъ
лучше
индивиды,
тѣмъ
лучше
и
общество.
Намъ
нужно гражданское
воспитаніе,
и
надо
пріучить
къ
этому
съ
дѣтства.
Теорія
по
вопросу
о
самоуправленіи
въ
школѣ
говоритъ
намъ,
что оно
необходимо
и
возможно,
а
жизнь
уже
несетъ
намъ въ
этомъ
ваправлееіи
разрѣшеніе
практическихъ
затрудненій.
Опыты
введенія
самоуправленія
были
уже
и
есть
въ
настоящее
время.
Но,
главнымъ
образомъ,
при
введеніи
самоуправления
въ
школѣ
®
а
до
помнить,
что
самому
учащему
необходимо
быть
личностью
общественно-развитой,
самому
носить
корни гражданскаго
воспи-
тана.
Послѣ
этого
лекторъ
остановить
вниманіе
на
вопросахъ
зстетическаго
и
религіознаго
воспитаяія.
Эстетическое
воспитаніе
имѣетъ
громадное
значеніе
для
1...,820,821,822,823,824,825,826,827,828,829 831,832,833,834,835,836,837,838,839,840,...1003
Powered by FlippingBook