РЯЗАНСКО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ЕЕ РАЙОН. ИЗДАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА РЯЗАНСКО-УРАЛЬСКОЙ Ж. Д. - page 412

388
къ
Индіи
богатой
d
).
Въ
центрѣ
этого
пути
находился
городъ
Итиль.
Но
не
одно
положеніе
города
дѣлало
его
удобнымъ
для торговли.
Этому
способствовало
обширное
вліяніе
Хазаріи
и,
въ
особенности,
ея
законы,
по
которымъ
свобода
вѣроисповѣданія
и
религіозной
пропаганды
предоставлялась
всѣмъ
народамъ. Такіе
законы
изданы
были ради
тор-
говыхъ
интересовъ евреями, которые
обладали
въ
Хазаріи
политической
властію.
Верховный
правитель,
по
имени
каганъ,
действительный
пра-
витель
бегъ
и
другія
правительственным
лица
исповѣдывали
еврейскій
законъ;
гвардія
кагана
(ларсія),
составлявшая
первое
постоянное
войско
въ
Европѣ,
была
изъ
магометанъ.
Въ
городѣ
Итилѣ
жило
много
купцовъ
изъ
христіанъ
иязычниковъ
и
они занимали
здѣсь
особенный
кварталъ
(лазеранъ).
Для
разбора
ку-
печескихъ
дѣлъ
были
поставлены,
по
свидѣтельству
Масуди,
семеро
су-
дей:
«двое для мусульманъ,
двое
для хазаръ, которые судятъ
по
закону
Тауры
(торы, пятикнижія);
двое для
тамошнихъ
христіанъ, судящіе
по
закону
Енджиля
(евангелія);
одинъ
же изъ
нихъ
для славянъ,
руссовъ
и
другихъ
язычниковъ;
онъ
судитъ
по
закону язычества,
т.
е. по
закону
разума
я
)».
«Страна
хазаръ,
говоритъ
Мукаддеси,
очень
обширна,
но
суха
и
не
плодородна;
много въ
ней
овецъ, меда"
и
евр'еевъ.
И
дѣйствительно
евреи
составляли
значительный
и,
вѣроятно,
наиболѣе
дѣятельный
эле-
мента
въ
хазарской
торговлѣ.
Со
временъ
глубокой
древности
они жили
въ
Крыму,
принимая
участіе
въ
торговлѣ
невольниками;
ихъ
вліяніе
и
вѣра
распространились
даже до
Булгара
на
Волгѣ.
По
словамъ
Мукад-
деси,
въ
землѣ
Булгаръ
былъ одинъ
городъ,
жители
котораго
сперва были
евреями,
а
потомъ
сдѣлались
мусульманами
3
).
Сильные
духомъ прозе-
литизма, евреи
пытались'
обратить
въ
свою
вѣру
славянъ
при
князѣ
Владимірѣ.
Особенно
высоко они
подняли голову
въ
Хазаріи,
гдѣ
каганъ.
и
бегъ
исповѣдывали
еврейство;
слухъ
о
томъ,
что глава
хазарскаго
го-
сударства
держится
еврейскаго
закона, прошелъ
въ
отдаленный
страны
и
сильно
пріободрилъ
евреевъ.
Стоить
читать
письмо испанскаго
визиря
Хасдаи,
чтобы
видѣть
какой
восторгъ
возбуждаетъ
въ
немъ
и
всѣхъ
испанскихъ
евреяхъ
мысль,
что
на
свѣтѣ
есть
одно царство,
гдѣ
евреи
наслаждаются
полными
правами
подъ
покровительствомъ
единовѣрнаго
царя:
Хасдаи
готовъ
вѣрить
уже
въ
наступленіе
царства
Мессіи...
Вотъ
почему
въ
Хазарію
устремились
еврейскіе
купцы, путешественники
и
миссіонеры
изъ
Испаніи,
Византіи
и
другихъ
странъ,
гдѣ,
особенно
въ
J
)
И.
Забѣлинъ.
Исторія
города
Москвы,
стр.
9.
2
)
А.
Я.
Гаркави.
Сказанія
мусульманскихъ
писателей
о
славянахъ
и
русскихъ,
Спб.
1870
г.,
стр.
129—130.
*) Ибнъ-Даста,
перев.
Д.
А.
Хвольсона,
стр.
45,
85
и
166.
1...,402,403,404,405,406,407,408,409,410,411 413,414,415,416,417,418,419,420,421,422,...464
Powered by FlippingBook