РЯЗАНСКО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ЕЕ РАЙОН. ИЗДАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА РЯЗАНСКО-УРАЛЬСКОЙ Ж. Д. - page 414

-
390
могли
окончательно
погибнуть.
Разоренная
Россія
не могла возстановить
своихъ
сношеній
съ
Востокомъ,
но
въ
XY
вѣкѣ
эти
сношенія
были
воз-
становлены
предпріимчивыми
Венеціанцами.
Въ
это
время
Астрахань
стала
важнѣйшимъ
пунктомъ торговли
Венеціи
съ
Востокомъ.
Торговля
эта
шла
черезъ
Тану
или
Азовъ,
отстоявшій
на
8
дней
пути
отъ
Астра-
хани-
Торговыя
сношенія Россіи
съ
Астраханью
были
очень
трудны,
но
уже
въ
концѣ
XV
вѣка
между
Москвою
и
Астраханью
ходили
караваны.
Путешествіе
это
было
очень
затруднительно
по
недостатку пристанища,
продовольствія
и
частымъ
разбоямъ
на
пути.
Поэтому
купцы
старались
везти свои
товары
тогда,
когда
Астраханскій
царь
посылалъ
Московскому
великому
князю
подарки,
что
случалось
почти
каждый
годъ.
Съ
этимъ
посольствомъ
отправлялось до трехсотъ
русскихъ
и восточныхъ
купцовъ,
а
татары
за
караваномъ
гнали
стада
лошадей,
который
служили
имъ
не
только
для продажи
въ
Россіи,
но и
для
пищи
во
время дороги
потому,
что они
не
брали
съ
собой
хлѣба.
Караванъ
шелъ
по
правой
сторонѣ
Волги,
но
иногда
сначала
по
лѣвой,
для
избѣжанія
нападенія
отъ
крым-
скихъ
татаръ;
самое опасное
мѣсто
было
тамъ,
гдѣ
Волга
въ своемъ
те-
ченіи
сближается
съ
Дономъ.
Потомъ караванъ переправлялся
на
правую
сторону Волги
на
плотахъ
и шелъ по
степи
до
жилыхъ
предѣловъ
Рос-
сіи.
Путь
его
лежадъ
черезъ
Рязань
и
Коломну.
Дорогъ
совершенно
не
было.
Негдѣ
было укрыться
отъ
дождя
и
зноя.
Путники
ночевали
подъ
открытымъ
небомъ,
ограждаясь
повозками,
въ
видѣ
укрѣпленія.
Для
пре-
досторожности
ставили
трехъ часовыхъ; одного
на
правой,
другого
на
лѣвой
сторонѣ
табора
и
третьяго позади.
Каждую
минуту
можно
было
ожидать
нападенія.
Глаза
не
встрѣчали
въ
этой
безбрежной
степи
ничего,
кромѣ
верблюдовъ
и
растерянныхъ
лошадей
или
татаръ
въ
повозкахъ.
Такъ
передаетъ
намъ
картину
этого
путешествія
очевидецъ
Контарини,
который
ѣхалъ
въ
Москву
съ
караваномъ
съ
10
августа
по
23
сентября.
Послѣ
покоренія
Астрахани
ІоанноМъ
Гровнымъ,
торговыя
сношенія
Россіи
съ
Востокомъ
стали
расширяться.
Въ
продолженіе
ХѴТ
и
ХУІІ
вѣковъ
русскіе
вели
торговлю
съ
бухарцами,
хивинцами,
персами,
шема-
хинцами
и
др.
Но
ни
съ
какою
страною
торговля
не
имѣла
въ
то
время
та-
кого
значительнаго
вліянія
на
умы,
какъ
торговля
съ
Персіей.
На
эту
торговлю
смотрѣли,
какъ на
средство произвести совершенное
измѣненіе
въ
торговыхъ
сношеніяхъ
цѣлаго
міра. Средоточіемъ
этой торговли была
Астрахань,
которая
вела
ее
черезъ
Дербентъ.
Торговцы
Европы
издавна
стремились
къ
Востоку
и,
кромѣ
Персіи,
манилъ ихъ
особенно
путь
въ
Индію, который
считалось возможнымъ
проложить черезъ
Россію,
и
тѣмъ
подорвать
монопольную торговлю
съ
Индіей
Италіи
и
Португаліи.
Неточность
географическихъ
свѣдѣній
служила
поддержкой
такимъ
побужденіямъ.
Генуэзецъ
Павелъ
Іовій предполагалъ,
что стоило только
перевезти товары
изъ
Индіи
волокомъ
въ
рѣку
Оксъ
(Аму-Дарью),
ко-
1...,404,405,406,407,408,409,410,411,412,413 415,416,417,418,419,420,421,422,423,424,...464
Powered by FlippingBook