Правда,
этот
юбилей,
по
разным причинам,
не
принял
того
раз-
маха,
которого заслуживала
бы
эта почтенная
историческая
дата:
праздновал
не
город,
а
только
университет,
губмузей,
губархив
и
некоторые
др. научные
об'единения.
Тем
не
менее,
несмотря
на
стеснительные
условия
в
средствах,
удалось
украсить
скромное
юби-
лейное торжество
целым
рядом
выставок,
так
или иначе
связанных
с
праздником.
Так
как
Ярославль
особенно
значителен
в
истории
русской
культуры
(искусство,
первый
театр,
первое
на
севере
учили-
ще,
первый
провинциальный
журнал,
ряд
известных
писателей),
то
и
юбилейные
выставки
имели
своей
целью
подчеркнуть
массам это
культурное
значение
города
—
юбиляра.
Музей
древне-русского
ис-
кусства
и
центральная реставрационная мастерская
дали
показатель-
ный
подбор редчайших
памятников
древней
живописи
Ярославля,
„раскрытых"
от
многовековой
копоти и записи
и
впервые
показав-
шихся
зрителям
в
чистоте
их
артистического
рисунка
и
тайн
неблек-
нущего радостного
колорита,
а
также
образцы
художественных
тканей
и
лицевого
шитья.
Художественная
галлерея
пополнила
свою
кол-
лекцию картинами
и
рисунками,
навеянными
красотой
архитектур-
ного
и
природного
пейзажа города.
Научная
библиотека
Истмузея
развернула выставку
на
тему:
„История
книги"
и
доказала,
что
Ярославль,
даже
после своего
пожара
1918
г.,
является
хранителем
Ценнейших
книжных
сокровищ
от
лицевых
пергаментов
XIII
в. и
западных
инкунабул
до
изящных
„барских"
книжек
XVIII
—
XIX
в.
и
народных
лубков.
Губархив,
совместно с
госмузеем, иллюстриро-
вал
„развитие
ярославской
мысли",
показав
посетителям
и
старин-
ную местную
письменность
—
юридическую,
деловую, церковную,
беллетристическую
и
„дедушку
ярославской
печати"
—
первый
оттиск
первой
местной
типографии
(1784 г.)
и
историю местной
прессы.
Начиная
с
1831
г., когда
в
Ярославле
вышел
первый
номер
„Гу-
бернских
Ведомостей",
длинной
лентой
по стенам
выставочной
залы
губархива,
прошла
история
ярославского
газетно-журнального
дела,
наглядно
показывая выставленными
образцами,
как это
дело,
то
еле
тянулось
(ровная
узенькая
полоска от
зарождения
до
60-х
г.
г.),
то
крепло
(к
концу
столетия
полоса
в
5
—
6
периодических
изданий),
то вспыхивало
буйным разнообразием
оттенков
политической
и
об-
щественной
мысли
(1905,
1917
г. г.
закрыли
газетой стену
до
самого
потолка).
По
моему,
такая
живая
диаграмма
идеальнее
всякой
схема-
тической
с ее
цифрами
и
линиями выявила
одну
из
тем,
взятых
выставкой.
Конечно,
не
были забыты
на выставке
и
уголки
писате-
лей
ярославцев
—
Н.
А.
Некрасова,
Л.
Н.
Трефолева,
Ю.
В.
Жадов-
ской,
Н.
А.
Морозова,
с
их
рукописями,
изданиями,
богатым
подбором
портретов
и
иллюстративного
материала,
и
биографиям
и
сочи-
нениям.
72