Мне
могут
заметить,
что, последние два
примера
выходят
из
рамок
доклада,
так
как они
говорят
о
библиотечной
или
архивной
выставочной
работе,
но
разве
специальные,
музейные
библиотеки
не являются
в
известной
части
„музеями
книги",
а
архивы разве
не
близки
к
музеям
местной
истории?
Не
даром
во
многих,
особенно
не
крупных городах
это
тесное
родство
музейного
экспоната,
книги
и
документа приводит
к их
об'единению
под
одной
музейной
кровлей
в
одну
музейно-краеведческую
организацию.
К
таким
выставкам
„на
случаи"
близки
по
идее
„сезонные"
выставки;
они с
большим успехом могут применяться
и
применяют-
ся
естественно-историческими
музеями,
преимущественно
по
отделу
ботаники,
энтомологии
и
орнитологии,
развертывая
из
своих коллек-
ций,
смотря
по
времени
года,
весеннюю или осеннюю
картину
мест-
ной
природы
—
расцвет
и
замирание
флоры,
прилет
или отлет
птиц
и
т. п.
Полезно
связать
с
такой
выставкой
выставку
различных
приборов
для
собирания
сезонных
коллекций,
сачки,
сетки,
образ-
цовые
гербарии,
экскурсионное
снаряжение
и
прибавить
к
этому
небольшую
витрину
соответствующей
литературы.
Третью
группу
выставок я
бы
назвал
выставками
отбора.
Наше
музейное
дело
так
молодо,
что
мы,
как
это
видно
из
последних
с'ездов,
еще
не
вполне
согласились
в
том,
какое
содержание нужно
вкладывать
в
понятие
„музей",
что
в
него
собирать,
как
классифици-
ровать,
и
еще
более,
как
экспозировать
наши
собрания.
Соглаша-
ясь
с
тем,
что
пора
кунсткамер
и
древлехранилищ
отошла
в
прошлое,,
что
музей
края
должен
быть
сжатой,
рельефной
картиной
его
при-
роды
и
жизни человека
в
ее
экономике,
быте
и
искусстве,
мы не
можем
отказать
себе
и
в
наслаждении
спасти
в
своем
музее
тот
или
иной
„раритет",
хотя
бы
и
не
связанный
с
краевой
жизнью,,
и во
многих
наших
музеях,
даже
не
являющихся специально ху-
дожественными,
прекрасное,
интересное,
редкое
преобладает
над
рядовым,
типичным,
показательным.
А
на
какой
основе мы
должны
экспозировать
свои
коллекции?
Кого
мы
должны
удовлетворить
по
преимуществу?
Массе,
неквалифицированному
посетителю наши
му-
зеи
скучны
своей
музейной
сухостью,
отвлечанием
материала
от
живой
жизни;
ей нужна картина,
искусно
подобранная
и
воспроизво-
дящая
то или иное явление
прошлой
и
настоящей
жизни
в
нагляд-
ном
синтезе;
научный
глаз
ищет
систематики,
ищет
выбранного,,
вырванного
из жизни
материала
для
своих
научных
обобщений
и
выводов.
Можно
об
этом
долго
спорить,
но
конечно,
правы
и те
и
другие,
так как точка
зрения
каждой
стороны
жизненна
и
поэтому
законна.
Но
кого же
должны
удовлетворять
мы?
Конечно,
если
музей
рассматривать
не
как
место
приятной
и
не
бесполезной
прогулки,
но
как
научно
-
просветительное
учреж"
73