Нам
русским
следует подражать
скандинавам
в
этой
их
уди-
вительной
привязанности
в
своей
суровой
природе
и к
познанию
своей
старинной
культуры,
подражать
в
этом
тщательном
собирании
памятников
природы
и
культуры
и в
охранении
их на
свободе,
в
их
естественной
обстановке.
В
наших
многочисленных
и
своеобразных
областях
Севера,
Сибири,
центра,
юга
и
т.
д.,
мы имеем очень
многое,
что
заслуживает
такого
бережного
и
мудрого
к
себе
отно-
шения.
В
структуре
нашего
русского краевого музея
можно
рекомен-
довать
иметь,
по
крайней
мере, каждому
губернскому
городу
свой
„музей
на
воздухе"
или,
как я
предположил
уже
называть,
свой
„научный
парк".
Каждый
губернский
музей
может
подтвердить,
что
в
его
крае были
и есть
такие
памятники,
которые
немыслимы как
экспонаты
систематического
музея,
не
могут быть расположены
внутри
музейного
здания,
но
которые
до
чрезвычайности
ценны,
некоторые уже пережили свой
век и
исчезли,
а
некоторые
уже
до-
живают
последние
годы
и
грозят
исчезнуть.
Одному
из московских
этнологов,
Б. А.
Куфтину,
удалось
в
Дмитровском
уезде
розыскать
уникум—
избу,
единственный,
быть
может,
остаток
древнего
типа
избы
из
времен
ранней
колонизации
в
Московскую
область,
а
когда
он
собрался
ее
обследовать
с
помощью архитектора,
чтобы
потом
замоделировать, избы
уже
не
было:
владелец
разобрал
ее и стал
строить новую.
Дивные,
с
точки
зрения
искусства,
деревянные
па-
мятники
зодчества
гибнут
на
нашем
севере.
Г
ибнут
там
деревянные
оригинальные
кресты,
часовни,
заповедные
столбы
и
проч.
весьма
солидной
давности.
Такие
же
потери
идут
и в
области природы:
исчезли
бобры,
вымирают
и
отдельные
виды
растений,
вырождаются породы
рыб,
перестали
гнездиться
иные
птицы.
Мы
все
и,
прежде
всего,
каждый
край
в
отдельности,
нужда-
емся,
чтобы
все
это,
пока
еще
живущее,
собрать
в
научном
област-
ном
центре, хранить
и
изучать
с
неменьшим знанием
и
любовию,
чем
это
делают
скандинавцы.
Но
для
этого
сначала
следует
представить себе
ясно
основную
задачу:
чем
должен
быть
„научный
парк"
при
краевом
музее,
что
следует
собирать
в
него,
а
затем
выяснится
и
другая
задача:
как
должен
быть
организован
этот
парк.
Как
и
краевой музей,
„научный
парк"
при
нем может иметь
три
части:
естественно
-
историческую,
культурно
-
историческую
и
народно-хозяйственную.
В
естественн
о-и
сторической
части
научного пар-
к
а
должна
быть особенно
тщательно
и полностью выявлена
природа
края.
Конечно,
надо
помнить,
что
„научный
парк",
как
„музей
"не
должен
фотографировать
природу
края,
его основная
задача
—
иметь
природу
77