К
экскурсии
специального
характера
относятся:
1)
производственные экскурсии, имеющие
своей
задачей-
показать
на
музейном
материале техническую
эволюцию
какой-ни-
будь
отрасли производства,
напр.,
„гончарное
дело
с
древнейших
времен;
2)
историко-художественные,
имеющие
своею
целью
показать
проявления
художественного
творчества
в
вещественных
памятниках
быта
различных
эпох,
напр.
„Развитие
женских
украше-
ний
с
древнейших
времен";
3)
краеведческие,
ставящие
себе
задачей
изучение
на
музейном
материале
особенностей культуры
отдельного
края:
—
„Вла-
димирская
губерния
по
археологическим
данным
музея";
4)
по
вопросам
методики
просветительной
ра-
боте
в
музее,
стявящие себе целью
практически
ознакомить
де-
ятелей
просвещения
с
приемами
педагогической
работы
в
музее.
5)
музееведческие,
полагающие своей
задачей
выявить
на
музейном
материале историю
собирания
памятников
музея
и
общие
принципы организации музея.
Кроме
'
того,
любая
экскурсия
может
приобретать
научно-про-
пагандный
характер,
имеющий
целью
развитие
в
посетителях
ува-
жения,
интереса
и
бережного
отношения
к
памятникам
культурного
прошлого
и
научной
работе
над
ними.
Умение
почувствовать
запросы
группы
и
ответить
на них
экскурсионно
составляет
одну
из
существенных
черт
личности
руко-
водителя.
Каков
же
должен
быть
руководитель,
который
смог
бы
вы-
явить
интересы группы,
найти
с
ней
общий
язык и
дать
ей
содер-
жательную
экскурсию?
Руководитель
прежде
всего
должен:
1)
обладать
личной
общей
подготовкой,
чтобы
быть
в
полном смысле слова
„учителем",
суметь
-
ответить
на
вопросы
экскурсантов;
2)
руководитель
должен
быть
знаком с
музейным
делом
вообще
и
должен
основательно
знать
ма-
териал
зал;
3)
руководитель
должен
быть
знаком
с
современными
педагогическими
подходами
к
музейному
материалу
и
4)
уметь
ском-
бинировать
этот
материал
тематически
в
связи
с
запросами
массы.
Короче
сказать
—
руководитель
должен
быть
творческой
лич-
ностью,
знать
и
любить
музейный
материал,
знать
и
любить
на-
родную
массу.
Только
тогда
музейно-просветительная работа
даст
удовлетворение самому руководителю
и
даст
звание массе.
Эта
работа,
действительно,
приблизит музей
к
массе и пока-
жет
ей
тот
необходимый
путь,
по
которому
знание
будет
источ-
ником
освобождения
труда
от
всех
тягостей
борьбы
за
суще-
ствование.
Н.
Воскресенская.
89-