Комиссии
и их
музеи
перешли
в
ведение
государства,
они
существуют
как
самостоятельные
учреждения.
На
ряду
с
этим
молодые
научные
общества
сейчас
также основывают
музеи.
Наблюдается
и
обратный
процесс,
когда
самостоятельные
музеи
обрастают
различными
ассоциациями
и
научными кружками.
Пути
краеведческих
обществ
и
музеев
взаимно
переплетаются
и
даже
иногда
сливаются.
В
самом
деле,
люди,
преданные
интересам
познания своего
края,
стремятся
воздвигнуть
живой
памятник этого
познания
—
сози-
дается
музей.
Научное
общество
кровно
связывается
с
музеем;
оно
организует
самые
разные категории
людей:
от
любителя
до
высоко-
квалифицированного
ученого
все
участвуют
в
основании
музея.
И
вот накопляются
предметы
и
документы—
свидетельство
деятель-
ности
собирания,
разнородного
труда
и
любви
многих.
Теперь
нужно строить
музей
в
выше
очерченном
нами
смысле,
—
музей,
как
научно-исследовательское
учреждение.
Задача
созидаю-
щего
его
общества
—
обеспечить
ему
все возможные
условия
(поме-
щение,
средства,
специальные
работники
и
пр.),
чтобы
он
мог
раз-
вернуть
свои
собственные
силы.
Далее,
музей
должен
стать самостоятельным
—
опека
нужна
была
до
тех
пор,
пока
организм был
молод.
С
наступлением
зрелости
он
творит
свою жизнь
и
раскрывает заложенную
в нем
идею.
Следовательно,
создавшее
музей
общество
должно
рассматривать
его,
как
равное
себе
по
об'ему
задач..
Оба
учреждения, осуществляя
одно дело
познания своего
края,
идут
разными путями.
Пути
эти
всегда
друг
к
другу
относятся,
но
никогда
не
сливаются,
как не
сливаются
две
прямых параллельные.
Вся
исследовальская
работа
общества
найдет
преломление
в
музее
и,
наоборот,
музей
даст
начала,
плодтворящие
общество.
Как
воссоз-
даваемый
образ
края,
музей
будет
указывать
обществу
на
явления
и
черты
этого
образа
еще
не
проясненные,
т. е.
даст
новые
задачи
для
исследования.
Так,
каждое
учреждение,
оставаясь
совершенно
свободным
и
независимым
в
своем
внутреннем
строе,
будет
служить
друг
другу
опорой
и
поддержкой.
Сейчас
очень важно
правильно
сознать эти
мысли,
чтобы
избе-
жать
всяческих
недоразумений
и
коллизий между
обоими учреждениями.
В
жизненной
практике
очень сложно
переплетаются
интересы
дела
и
личные.
Суб'ективная
иллюзорность
часто застилает основ-
ную
идею,
которая
всегда
одна:
научное
беспристрастие.
В
разумении
и
воплощении
ее
—
залог
успеха
музейно-краеведче-
ские
дела
и
преуспеяния областной культуры,
с таким
энтузиазмом
ныне
закладываемой.
Ник.
Мордовченко.
93