ВОПРОСЫ ОБЛАСТНОГО МУЗЕЙНОГО ДЕЛА : ПО ДАННЫМ I-Й КОНФЕРЕНЦИИ МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ ЦЕНТАРЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ОБЛАСТИ. 1925 - page 93

если тема имеет
в
виду
ознакомить
экскурсантов
с
археологическим
материалом,
то в
целях
всестороннего
ознакомления
с
памятниками,
можно
дать
каменный
топор
со
сверлиною,
или
изящный,
хотя
и
обломанный,
наконечник
кремневой
стрелки
или
черепок
глиняной
посуды.
Думается,
что в
каждом
отделе
музея,
за исключением
разве
художественного,
должно
быть
хотя
бы
небольшое
количество
предметов, которые
можно
было бы
дать
в
руки
экскурсантов
для
возбуждения
в
них
исследовательских
порывов,
столь
необходимых
в
экскурсионном
деле.
Эти
предметы,
конечно, должны
быть
не
в
витринах
вместе с остальными
памятниками,
а в
кабинете
пособий
музея
или
в
отдельном
шкафу.
Другой
способ
пробуждения
активности
в
группе
состоит
в
предоставлении
самой
группе
инициативы
в
выборе
материала
для
темы
экскурсии.
.
Этот
прием
особенно
применим
в
художествен-
ных
отделах
музея.
При
выборе
картины
или
другого
какого-либо
предмета
искус-
ства,
с
которого нужно
начать
экскурсию,
обычно у
экскурсантов
возникают
споры,
что
является
ценным
материалом
для
руководи-
теля.
Разногласия
отдельных
участников
экскурсии
обычно
прими-
ряются
руководителем,
который
включает
последовательно
картины,
намеченные самими
экскурсантами
в план
экскурсии,
добавляя
его
тем
материалом,
который
с
его
точки
зрения
является
необходимым
для
экскурсии.
Активность
группы
обыкновенно
поддерживается
живою
беседою
руководителя
с
участниками
экскурсии.
Если
экскур-
санты не отвечают
на
вопросы,
то
руководитель
должен
уяснить
себе причины
этого
и
в
соответствии с этим
или изменить
форму
вопроса
или же
путем
ответа на свои
вопросы
помочь
экскурсантам
усвоить
а;гот
прием
ознакомления
с
музейным
материалом.
В
практике
Исторического
Музея
эта активность
экскур-
сантов
возбуждалась
и
поддерживалась следующим путем:
обыкно-
венно
в
форме
живой
беседы
руководителя
и
экскурсантов
прора-
батывался материал
одной
из
коллекций,
после чего
группе
на
ана-
логичном
материале
другой
коллекции предлагалось
ответить
на
ряд
поставленных
руководителем вопросов.
Напр.,
на основании
проработки
материала
Костенковской
сто-
янки,
относящейся
к
эпохе
палеолита,
группе
рабочих
предложено
было
на
материале
Карачаровской
стоянки
1)
определить эпоху
и
2)
установить,
жил
ли человек
в
данную
эпоху.
Вопросы
более
частного
характера
следовали
после
того,
как
были получены
вполне
удовлетворительны обоснованные
ответы
на
первые
вопросы.
Выработке
навыков
в
активной
работе
экскурсантов особенно
помогают
цикловые
экскурсии.
87
1...,83,84,85,86,87,88,89,90,91,92 94,95,96,97,98,99,100,101,102,103,...150
Powered by FlippingBook