ВОПРОСЫ ОБЛАСТНОГО МУЗЕЙНОГО ДЕЛА : ПО ДАННЫМ I-Й КОНФЕРЕНЦИИ МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ ЦЕНТАРЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ОБЛАСТИ. 1925 - page 91

Преимущества
лекционного
приема
перед первым
способом
-
беглого
обзора
заключаются,
главным
образом,
в
следующем:
1.
В
ограниченном
количестве
музейных
об'ектов,
имеющем
своею
целью
не
поверхностное
ознакомление
с
ними,
а
более
углубленное
их
изучение;
2. В
подборе
отдельных экспонатов,
выясняющих
общий
смысл и
значение
той
или
другой
музейной
группировки;
3.
В
логической
связи
музейных
экспонатов
с
развитием
одной
общей
темы
лекции.
Недостатком
этого
способа
ознакомления
с
музейным
мате-
риалом
является
полная
пассивность
слушателей
Знакомясь
с
музейными
экспонатами
лекционно,
посетитель
только
слушает,
что
ему
говорят,
и
смотрит,
что
ему
показывают,
не
принимая участия
в
деле
активного
рассмотрения
музейных
экспонатов,
наблюдения
над
ними
и
выработки
тех или
других
заключений.
Общий
обзор
музея
под
руководством
гида
и
лекция
на
му-
зейном материале,
столь
различные
по
содержаню
и по
форме
вы-
полнения,
имеют
однако
же
нечто
общее.
Это
общее
заключается
в
пассивности
группы.
В
і
музейной
практике
существует
еще
комбинированный
прием,
так
называемые,
„лекции
беседы",
в
которых
лекционное
изложение
прерывается
беседой
со-
слушателями.
Подлинная
экскурсия
отличается от
других
видов
музейно-по-
пуляризационной
работы
прежде
всего
активностью
экскурсантов.
Теоретики
методисты
экскурсионного
дела
особенно
подчерки-
вают этот
признак
экскурсии.
„Экскурсия
построена
не на пассивном внимании
слушателя,
а
на
активном
внимании
экскурсанта"
говорит
Н.
А. Гейнике.
„Руко-
водитель
не
рассказывает об
об'ектах,
а
показывает
их,
рассказы-
вают
же
о них
экскурсанты, передавая
свои
впечатления,
наблюдения,
замечания.
В
этом
взаимоотношении
преподавателя
и
обучающегося
и
лежит основное
различие
между
экскурсией
и
лекцией".
В
настоящей
экскурсии
самое
„рассмотрение"
зримого
мате-
териала
(т.
е. известные
зрительно
-
моторные
психические
про-
цессы)
являются
основой
всей
умственной
работы
экскурсантов
работы
активной
и
творческой.
Поэтому
настоящая,
подлинная
экскурсия,
помимо тех впе-
чатлений
и
выводов,
которые
создаются
у
участников
в
этой
работе
применительно
к
каждой
теме,
к
тому
или
другому
определенному
научному вопросу, приучает
не
только
„смотреть"
но
и
„видеть",
другими
словами,
изощряет
и воспитывает
общую
наблюдательность
и
сознательно-вдумчивое
отношение
к
зримым
предметам,
нас
окру-
жающим.
85
1...,81,82,83,84,85,86,87,88,89,90 92,93,94,95,96,97,98,99,100,101,...150
Powered by FlippingBook