ВОПРОСЫ ОБЛАСТНОГО МУЗЕЙНОГО ДЕЛА : ПО ДАННЫМ I-Й КОНФЕРЕНЦИИ МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ ЦЕНТАРЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ОБЛАСТИ. 1925 - page 90

Часовая
экскурсия, проведенная
чутким
к
запросам аудитории
руководителем,
дает
посетителю
гораздо
больше,
чем
трехчасовое
обозрение
музея
с
путеводителем
в
руках.
Постараемся
на основании
современной
методоологии
опреде-
лить понятие
„экскурсия"
и
провести грань
между
экскурсией
дру-
гими
способами
словесного
толкования
музейных
об'ектов.
Старая
музееведческая практика
в
области
словесного
руко-
водства
посетителями
довольствовалась
очень немногим.
Тот,
кто
сопровождал
посетителей,
бросал
ряд
отрывочных,
бессистемных
об'яснений,
скорее
сведений
самого
разнообразного
характера
по
поводу
тех или
других
музейных
об'ектов,
не имевших
между собою
никакой
внутренней
связи.
Посетители,
ни в чем
не
проявляя
своей
активности,
следовали
за
проводником,
как
бы совершая
прогулку
по
музею.
Такое
показывание
практиковалось еще
в
XVIII
веке
в
„Питербурхе",
когда
говорили
о
„кунштюках
и им
подобных
зани-
мательных
вещах, которые
полезно
собирать
и
невежам
показывать".
Переходя
йз
залы
в
залу,
посетители
производили
лишь
самый
беглый
поверхностный
обзор
всех
музейных
зал
зараз
и
находя-
щихся
в
них
отдельных
занимательных
вещей—
„кунштюков".
Такой
способ
словесного'
толкования
музейных
предметов
и
и
есть
подлинное
г и
д
с т в о.
Гидство
не
изжито и
в
настоящее время.
В
роли
гидов
*
до
известной
степени
выступают
лица
из
на-
учного
персонала
музея,
не
находящие
в
себе
достаточно
силы
воли отказать
посетителям,
в
особенности приезжим
из
далеких
мест,
в
их
настойчивом
желании
получить об'яснения
по
материалу
всех зал
музея.
Мы
должны
решительным
образом
протестовать против
этой
вредной
системы
знакомства с
музеями,
развивающей,
с
одной
стороны, верхоглядство,
с
другой
обывательское
самомнение
(был
в
музее,
все
видел,
все
знаю").
Единственно приемлемой формой
„гидства"
являются
отдель-
ные
об'яснения,
даваемые
высоко-квалифицированному
кадру
посе-
тителей,
прекрасно ориентирующемуся
в
музейном
материале,
но
не
обладающему
достаточным
количеством
сведений
о
том или
другом
памятнике.
Есть
другой
способ
ознакомления
с
музейным
материалом:
руководитель
лектор
выбирает
ограниченное
количество
музейных
об'ектов,
не
случайных,
а
органически
связанных
между
собою,
и
читает
лекцию
на
определенную тему.
Музейные
экспонаты
играют
роль
лишь
иллюстративно-наглядных
пособий
в
делр
уяснения
со-
держания
лекции.
Лекционный
прием
имеет несомненно
крупное
значение.
84
1...,80,81,82,83,84,85,86,87,88,89 91,92,93,94,95,96,97,98,99,100,...150
Powered by FlippingBook