ВОПРОСЫ ОБЛАСТНОГО МУЗЕЙНОГО ДЕЛА : ПО ДАННЫМ I-Й КОНФЕРЕНЦИИ МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ ЦЕНТАРЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ОБЛАСТИ. 1925 - page 92

Иногда
эта
самодеятельность
экскурсантов
приобретает
осо-
бенно
напряженный
характер,
достигающий
кульминационной
точки
в так
называемых
„молчаливых
экскурсиях".
Опыт
„молчаливых
экскурсий"
ставил
в
Москве А
В.
Баку-
шинский.
Он
выбирал
в
музее
несколько
картнн,
последовательное
восприятие
которых
выявляло
определенную
тему,
а
затем
молча
вел
экскурсию
от
одной
картины
к
другой.
Общее
молчание не
мешало
коллективной
работе,
все
работали
как
один
человек,
и
когда,
по окончании
экскурсии,
начинался
ее
разбор,
оказывалось,
что тема
экскурсси
и ее
детали
разработаны
всеми
очень
глубоко.
Не
будем
много
говорить
об
этой
утонченной
форме
активной
работы
группы.
„Молчаливые
экскурсии"
требуют
высоко-квалифи-
цированного,
крепко
спаянного
общей
работой
кадра
экскурсантов.
Подобного
рода экскурсии производились
лишь
в
Москве А. В. Ба-
кушинским
с
участниками экскурсионного
эстетического
семинария,
с
которыми
А
В.
работал
не
один год.
Было
бы
желательно остановить
ваше
внимание на опыте
Исторического Музея,
показывающем,
в
какой
степени,
форме
и
последовательности
эта
самодеятельность,
активность
экскурсантов
могла
пробуждаться,
поддерживаться
и выявляться.
Пробудить
и
поддержать
активность
экскурсантов,
воспитанных
в
духе
Единой
Трудовой
Школы,
не
-представляется
затруднитель-
ным:
дети,
в
особенности
же школьники
I
ступени,
сами по
себе,
активны,
привыкли
в
школе
проявлять
себя
активно,
так что
руко-
водителю
экскурсии
надлежит
только
дать
направление
и
заключить
в
рамки
эту
самодеятельность
юных
экскурсантов.
Г
ораздо хуже
обстоит
дело
со
.взрослыми,
получившими
лишь
книжное
образование.
Не
привыкнув
ни на
чем
сосредоточивать
своего
внимания,
не
умея
„видеть"
и
оформливать
свои
впечатления,
подобная
группа взрослых
нередко
выражает
свое явное
неудоволь-
ствие по
поводу
тех или
других
наводящих
вопросов
руководителя:
„Что
вы
нас все
спрашиваете,
лучше
показывайте
что
надо,
мы не
школьники,
чтобы
отвечать
на
ваши
вопросы".
С
такой
группой
работать,
конечно,
очень
трудно: такую
группу
руководитель
в
процессе
экскурсии
должен
и
перевоспитать
и
дать
возможность
ей
получить экскурсионно
ряд интересных
и
вместе с тем полезных
знаний.
Существует
несколько
приемов, чтобы
пробудить
активность
такой
группы:
Показывается,
даже иногда
дается
в
руки
какая-нибудь
инте-
ресная
музейная
вещь, обычно
из числа
дублетов,
не
имеющих
провенанса,
или
случайных
находок.
Так,
например,
если тема
за-
трагивает
вопросы
палеонтологии,
то
полезно
дать
в
руки
зуб
ма-
монта
или
позволить
повертеть
одну
из
костей вымерших
гигантов;
86
1...,82,83,84,85,86,87,88,89,90,91 93,94,95,96,97,98,99,100,101,102,...150
Powered by FlippingBook