18
В'ЬСТНИКЪ РЯЗЛНСКАГО
ГУДЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА
Д
(о
8
шин
детям.
Нужно
было
заучивать
на
намять
все
к
о
р
е
н
н
ь
слова,
а
затем
разбираться
в
производных
от
них
словах.
Кроі
ТОГО,
МНОГО
было
СЛОВ
спорных,
В
которых
ОДНИ
писали
Е)
Др
гие
—
Кто
лз
них
был
прав,
конечно,
не
учащимся судиі
но только
они
одни
и
страдали
от
этой
неразберихи.'
Наш
безсмертный
А.
П.Леховъ
довольно
остроумн
едко
высмеял
в
своих
произведениях
этот
злой
п
недуг"
п
шлаго
уже времени.
Чеховский
учитель
порол
по
долгу
присяги
прежде
?>
.
токаря",
нотом'ъ
за
лекаря".
Чеховский
поротый
персон
говорил:
„Эх,
запретил
5ы
я
вамъ
ятем
людей
морочить"...
И
к
каким
только
методам
не
прибегал/!
наши
педагог
лишь
бы
только
усвоить
слова с
буквою
ять.
Чтобы
легче
уде
жать
ее
въ
памяти,
составители
грамматики
ухитрялись распоп
гать
эти слова въ
стихотворной*)
форме;
придумывался
цел
разсказ
с
картинкахаи
на
коренные
слова
с
"Ь
и
т.
д.
**)..
Нуніао-ли
говорить
здесь
—
сколько
расходовалось
сове
шенно
зря
времени:
на
усвоение
и
правильное
написание
~
ел
с
'буквою
ѣ
в
наших
школах!...
И
все это
делалось
в
уще
настоящему
живому делу
—
изучению красот
русского
язык;
ознакомлению
с
художественно-литературными
■-
произведения
наших
писателей,
наконец,
.
в
ущерб
возможности
научить
логично
передавать
своиг
мысли
на
бумаге.
Во
время письменной
работы,
надо
было
обдумывать
—
ка
правильно
написать
встретившееся
слово,
ибо
за
ошибку
оилі
>
нее
преслѣдовапи
нежели за
неударное
логически
'
построѳнно
предложение.
И'
невольно
в
это
время
обрывалась
и
теряла?
мысль:
творческая
работа
была
паралпзован^какою-
нибудь
орфо
граммой.
Случалось
и
так,
что
в
угоду
орфографии
учащег
приходилось
более у
дачное
слово заменять
другим,
менее
уда
ным,
но
зато
безошибочно
написанным'.
■
Это
сильно
-
прнижан
качественную
сторону
работы
и
принижало
мысль
;
не
давало
ѳі
развернуться
и
показать
свое
творчество:
крылья у
мыслишк
подрезаны
неумолимой
орфографией...
'
В
этом
елучае'
все
эти
„яти"
являлись
одною
только
об
зоіо,-
своего
рода
..цепями
для
полета
мысли.
Но,
слава
Богу,
наши
учащиеся,
а
с ними
и их
учЩел
и
учительницы
вздохнут
теперь
с
облегчённым
сердцем:
«ятьі
ушло уже
от
них
в
историческую
даль,
.
и
больше
нэ
будет
о»
сковывать^
и
лединить
мысль
.учащагося;
слез,
огорчений
и
о
чаяния
больше
не
вызовет оно
у
наших
дѣтей!
~
*) Например,
в
учебнике
А.
Макаревскаго:
„Примѣненіе
буквы
Г
В
въ
РУ<
скомъ
письмѣ
(въ стихахъ).
СПБ.
1912
года
**) Например,
в
учебнике
Н.
Гинцбург:
Лѣтомъ
удѣдушки.
Разсказъ
ю
1
'еяовъ
съ
буквою
Ъ
въ
корнѣ,
Съ
60
рисунками. Пособіе
къ
изученію
корне
съ
буквою
Ъ,
построенное
на
психологическихъ
основахъ".