34
ВѢСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУБЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
№
8-9
не
могут
выучиться
писать
правильно,
и
обык-
новенно
выбрасываются
уже
из низших
класоов,
хотя
бы
щ
успехи
во
всех
других
отношениях
были
вполне
удовлетвори,
тельны".*)
„Если
бы
на
правописание
смотрели
так,
как
полвека
то-
му
назад, т.
е-
признавали
его
желательным,
но
не
обнзатеяь.
ным
ѵ
мы пе только не лишались
бы
навсегда
возможных
Гого-
лей,
но
оно
само,
несомненно,
выиграло
бы.
Ведь
те
?
которые
из-за
правописания
должны
теперь
оставить
школу
без
доста
точного
образования,'
остаются все-таки членами
общества.
Чи-
сло
неправильно
пишущих,
следовательно,
не
уменьшается.
Но
если
бы
им
дана
была
возможность,
невзирая
на их
'„безгра-
мотность",
продолжать
образование,
значительное
число
прочи.
танных
ими книг и
написанныхъ
работ,
благодаря
навыку,
есл
не вполне
исправили
бы
их
природный
недостаток,
то
уж
на
верно
ослабили
бы
его».**)
„Наконецъ,
обучение
правописанию
отнимает
так
много
времени
в
школе
)
что по
одной
этой
причине
оно является не-
позволительной
роскошью
,
доиуская
даже,
что
обучение
право,
писанию
достигает
цѣли».
j
,
И
действительно,
школа
с
двух
или
трехлетним курсо
превращаетея
из
школы
образовательной
в
школу
грамотност
в
тесном смысле.
А
ведь
цель
воякой
школы
—
образование,
с
которым
обычаи
правописания
ничего
общего
не
имеют.
Не
нужно
забывать,
что
даже
искусстве
читать
—
-
только
орудие
образования,
а
никак не
цель.
Преимущество,
даваемое
уменье
читать^
состоит
только
в
том^
что оно
открывает
доступ
к
кни
ге,
которая гораздо
доступнее,
чем
публичные
лекции,
которы-
ми
ее
пришлось
бы
заменить,
если
бы
мы
этого
искусства
н
знали.
Но разве
уменье
бегло
читать
печатную
книгу
облѳг-
чается знанием
правописания
при
нашей
системе
письма?...
По
русски
можно очень
бегло
читать,
и
писать
в
то
же
время
со
всем
неорфографически-
Специальное
обучение
орфографии
в
низшей
школе,
на
которое
ухлопывается
почти все
время
обу
чения,
влечет
за
собою
только
рецидив
безграмотности^
стовь
обычный
в
деревне.
Крестьянин,
окончив
школу
без
образова-
ния,
правопищущим
невеждой,
не
чувствует
потребности
в
кни
ге,
которая
одна
(ибо
пишет он весьма
редко)
могла
бы
под
дѳрживать
самое
уменье
читать,
вскоре
забывает
не
только
всю
орфографию,
но
и
вид
печатных
букв.
^Приходится
и
тут"
констатировать
аред,
наносимый
орфо-
графией
самой
себе,
Чтение
книга,
сделало
бы окончившего
на
родную школу
,
мало по
малу
и
более
сильным
в
орфографии,
К.
Житомирскій.
'Молох
/XX
вѣка
М.
1915.
Стр.
212.
**)
Там
же,
стр.
215.