ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ШЕСТОЙ. № 1-12 : ЯНВАРЬ - ДЕКАБРЬ. - 1917. - page 449

g
8-9
ВЬСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО
ГУВЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
33
іуху:
бедность
нашего
крестьянина,
затем
климатические
усио-
іия,
в
силу которых
дети
пропускают уроки,
занятия
в
школе
о
из-за
одежды,
то
из-за
чисто
хозяйственных
соображений,
[
после
этого
станет
понятным
тот
трагизм народного
учителя
[
его
ученика,
который
выпал на их
долю
и
мешает
их
твор-
іеской
работе.
Если
школа
задается
целью
выпускать
возможно
большее
юлнчество
образованных^»
людей, которые
так
нужны
нашей
стра-
іе,
то, естественно,
тго
надо
постараться
устранить
с
ее
доро-
все те
препятствия,
которые
мешают
ей
выполнять
ео
задачу.
Мы
видим,
что
у
школы
чрезвычайно
много
дела,
много
ібпзанностей
и
задач
и в
то
жѳ
время
слишком мало
времени.
К
еепи
так,
то
мы
должны
обратить
наше
вниманіе
на весь
гот
хлам
в
школьной
программе,
который
свил
себе
прочное
гнездо
в
нашпх школах
и
не
дает
нм
правильно
развиваться.
Надо
пересмотреть
наши
программы
и
освободиться
от излиш-
него
в них
балласта.
Надо
сознаться,
что
наше
правописание
являлось
сильным
тормозомъ
в
школьном
деде-
Это
тоже своего
рода
был
балласт!
0
особенно
это
сильно
чувствовалось
в
начальной
школе.
Но
доставалось
от этого
правописания
и
ученикам
и
ученицам
и
средней
и
низшей
школы:
этим
еще
больнее
было.
Вот
что
говорит
по
этому
поводу К.
Житомирский:
„Ее
основываясь
в
действительности
на
грамматике^
пра-
вописание
опирается просто
на
нашу память. Но
память
нѳ
есть
некая
однородная
способность^
а
совокупность различных
спо-
собностей. Можно
обладать
гениальною
памятью
на
музыкаль-
ные
звуки
и
весьма
плохою памятью
на
звуки
языка
(неспо-
собностью
к
изучению
произношения),
хотя мы
обе
способности
называем
слуховою
памятью.
Разница
же
между
слуховою
па-
мятью
и
зритѳльною
известна
всякому.
Правописание
основы-
вается
на
памяти
зрительноп
?
отчасти
двигательной.
Человеку,
родившемуся
с
слуховою
памятью,
но с
слабою
зрительнсю,
правописание
способно
затормозить
весь
путь
к
образованию.
Если
бы
правописание
не
составляло
в
школе'
обязательной
для
всех
нормы
оно не
могло
бы
принести
особенного
вреда.
При
нынешних
же
обстоятельствах,
когда
опо
ставится
выше
всякого
другого
познания,
когда
если
бы
преподаватели
оказались
дей-
ствительно
так
безсердечяы,
как
их
нередко
считает
общество,,
из
обучающихся
в
средних
учебных
заведениях
две
трети
бла-
гополучно
кончающих
теперь
курс
никогда
не
попали
бы
в
университет
(ибо
только
одна
треть сочинений
бываетъ
на
экза-
1
менѳ
зрелости
без
ошибок,
а
по
правилам
не
дозволяется
ни
°Дной
орфографической
,
ошибки),
правописание
величайшее
не-
счастяе
для
лиц
'слухового
типа памяти.
Эти
лица никогда
1...,439,440,441,442,443,444,445,446,447,448 450,451,452,453,454,455,456,457,458,459,...658
Powered by FlippingBook