—Давайте анализировать. И поглубже заглянем
внутрь себя. Все ли мы сделали для повышения успевае
мости? Правильно ли организовали учебный процесс?
Интересно ли проводим уроки?..
Некоторые учителя по привычке оправдывали плохую
успеваемость всевозможными «объективными» причина
ми: рассеянностью учащихся, их безразличным отно
шением к учению и ленью, бесконтрольностью со сторо
ны родителей и т. д.
— Не верю я в это, — возразил Конуркин. — И в
безразличие ребят к знаниям не верю, и в отсутствие
интереса тоже не верю.
Ну, вот и стали вроде бы проявляться жесткие ко-
нуркинские особенности. Конуркин якобы думает, что
все учителя такие же сильные, как и он сам. И он не ве
рит в плохую успеваемость. Он не верит во второгодни
чество. Он вообще ни в черта, ни в бога не верит.
—А во что же вы верите? —был задан вопрос.
— В отсутствие должного желания у учителей, —
ответил директор.
— Нет, это слишком.!..
— А зачем же обижаться? — продолжал он. — Ме
ня еще никто не убедил в обратном. Вот, может быть,
Илья Васильевич, секретарь нашей парторганизации,
попробует убедить.
Нет, Илья Васильевич не собирался разубеждать
директора. Более того, — Илья Васильевич попросил
слова, — он полагает, что Анатолий Федорович прав.
Конечно же, ни одному мальчику или девочке, за ред
кими исключениями, не хочется оставаться в классе на
второй год. Очень не хочется. Вспомним свои школьные
годы. Безразличие ребят к учебе? Возможно. Но в этом
повинны прежде всего учителя; надо заинтересовать
учащихся, вызвать у них жажду знаний. Рассеянность?
Бывает. Но учитель должен увлечь ребят. Бесконтроль
ность родителей? Сколько угодно. Однако, если учитель
хочет, чтобы родители контролировали детей, он может
этого добиться... У Ильи Васильевича тоже не леікие
предметы — русский язык и литература, но если он хо
рошо приналяжет, то может добиться хорошей успевае
мости. Были такие случаи, когда, казалось, самые без
надежные ученики подтягивались и начинали учиться хо
рошо. А то и способные ребята, если их упустить, могут
66