Бежит, бежит навстречу широкое шоссе, ныряя куда-
то вниз под радиатор, как в прошлое. Оно словно ста*
рается приблизить долгожданный момент, оно добрым
кажется, это шоссе, как будто не на его обочинах сов
сем недавно подкошенные усталостью прекращали свой
путь тысячи людей, не дошедших, не выдюживших... Оно
словно не видело, как крестьяне соседних селений по
приказу сельского начальства, пряча друг от друга гла
за, зарывали эти трупы.
Бегут машины навстречу свежему, тугому восточному
ветру, а он бьет в лицо, треплет отрастающие волосы,
Ерывается в грудь, распирая ее безмерной радостью.
— Домой! Не снится ли это?
Демаркационная линия! Американский солдат подни
мает полосатый шлагбаум и машет рукой. Впереди дру
гой, красный шлагбаум. Это уже наша сторона. Строй
ный старшина и двое солдат улыбаются широко, по-рус
ски и тоже приветственно машут руками.
14-е сентября 1958 года. На склоне горы Эттерсберг,
где раскинулся архитектурный ансамбль памятника
жертвам фашистского террора, через громадные камен
ные ворота территорию бывшего концлагеря Бухенвальд
заполняют тысячи, десятки тысяч людей. Барельефы на
семи монументальных памятниках-надгробиях рассказы
вают историю Бухенвальда от начала его строительства
до дня восстания. На 350 метров тянется широкий, вы
ложенный камнем Проспект Наций, и вдоль этого прос
пекта восемнадцать чаш на пятиметровых гранитных
постаментах пылают вечным огнем, символизируя собою
вечную память о погибших в Бухенвальде — гражданах
восемнадцати европейских стран. Три громадные круг
лые воронки, обнесенные кольцеобразными гранитными
стенами шестиметровой высоты, с входами, обращенны
ми к Проспекту Наций, —братские могилы, места захо
ронения пепла сгоревших в крематории Бухенвальда. С
большой художественной силой выполнена скульптурная
группа, запечатлевшая момент восстания 11 апреля
1945 года. Призывом к стойкости и бдительности дышит
фигура «Зовущего», глубокую скорбь вызывает фигура
«Сраженного». Падая, он простирает вверх сжатые ку
лаки, как бы призывая поколения помнить тех, кто по
243