ющим классам, и уж тем более не «благородное об
щество» города Козлова.
В показе этих людей —врагов науки и всего
прогрессивного — А. Довженко умело применяет
сатирический прием, местами нарочито похожий на
прием Гоголя. Например, награждение Мичурина
орденом ошеломляет «козловскую знать» так же,
как гоголевских персонажей весть о приезде ре
визора.
Бык о в . Отрубите мне голову, ничего не пони
маю.
Хр е н о в . Чрезвычайное происшествие!
Г о л о с. Что случилось?
Хр е н о в . Неожиданное известие.
Б ы к о в
(жене).
Приехал чиновник особых по
ручений от губернатора с правительственной награ
дой. Угадай кому. Мичурину!
Г о л о с а. Как?
—Мичурину?
—Мичурину?
Нет, погодите, погодите.
— Каким образом?
И на экране медленно проплывают собравшиеся
у городского головы гости — грузная, ожиревшая
дама в красной кофте, Быков, поп Христофор, Хре
нов и другие сытые и тупые «свиные рыла». Вот от
кого зависела творческая судьба великого ученого.
Но Мичурин не был одинок. С ним были ученые,
воспитанные в духе русских революционно-демокра
тических традиций, энергично боровшиеся за про
гресс в науке. Правда, их было немного, но Мичу
рин постоянно чувствовал их поддержку, которая
окрыляла и вдохновляла его на новые подвиги в на
уке. Это прекрасно выражено в эпизоде встречи но
вого года у академика Пашкевича. Здесь, в кругу
24