Грачев, В. О. О кинофильме "Мичурин" - page 35

голову навстречу сильным порывам ветра, готовый
противостоять любой жизненной непогоде. Так
А. Довженко в присущем ему лирико-эпическом то­
не повествования умело и проникновенно создает
светлый образ человека-творда.
Эти осенние пейзажи, эти то медленно, то в вих­
ревом потоке падающие желтые листья и быстро
оголяющиеся деревья передают трагический пафос
судьбы героя произведения.
Это одна из отличительных черт творчества
А. Довженко. Тема природы проходит почти через
все его фильмы и всегда приобретает глубокий
философский смысл. В мировом киноискусстве
А. Довженко, пожалуй, единственный художник,
так искусно умеющий включать в свое творчество
природу.
Мы уже говорили о голосе Мичурина в фильме.
А. Довженко необычайно смело и широко приме­
няет найденный им прием обращения голоса героя
непосредственно к зрителю. Этим приемом часто
пользовался Маяковский, свободно соединявший
поэтическую мысль с ораторской речью и добивав­
шийся тем самым огромного эффекта. А. Довженко
поразительно удачно применил этот прием в кино.
Зритель вначале воспринимает голос Мичурина как
некий суррогат дикторского текста, но быстро при­
выкает к нему и принимает его как мысли героя
вслух. В некоторых кадрах этот прием производит
очень сильное впечатление. Вот Мичурин только что
«крупно поговорил» с морганистами, выставив их
за дверь своей оранжереи. Он молча стоит за сто­
лом, что-то обдумывает.
И мы слышим его голос:
— Ученые!.. Не видят, что организм и условия
его жизни составляют единство...
1...,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34 36,37,38,39,40,41,42,43,44,45,...56
Powered by FlippingBook