—
22
—
Этнологическая
комиссия
изучает местную племенную
культуру.
В
круг
ее
интересов
входит
археологическое
и
этнографическое
изучение
губернии.
В
этом
направлении
обществом
велись
археологические
рекогносцировки
по
гу-
бернии
и
археологические
раскопки
в
Рязанском,
Касимов-
ском,
Скопинском
и
Спасском
уездах.
Сбиваются
материалы
к
археологической
карте
Рязанской
губернии.
Этнографическое
исследование
коснулось,
главным
образом,
севера
'губернии
—
;>
Мещерского
края",
куда
в
последние
4
года
снаряжались
экспедиции,
захватывающие
последовательно
район
за
районом
и
изучавшие,
главным
образом,
материальный
быт.
(Во
главе
работ
стояла
М.
Д.
Ма-
лининаѴ
Юг
губернии
был
также захвачен
этнографи-
ческими
исследованиями, при
чем
более
полно
был обсле-
дован
Сапожковский
район.
(Поездки
Н. И.
Лебедевой).
С
этнографической
стороны
изучались
и
касимовские
татары
(работа
велась
под
руководством
проф.
Б.
А.
Куф-
тина).
В
настоящее
время
ведется
специальное
исследование
знахарства
в
Рязанской
губернии.
При
обшестве
организо-
ван
этнологический
архив,
в
котором
сбираются
все
сведе-
ния по
археологии
и
этнографии губернии.
Поэтому,
обще-
ство
усиленно
сбирает
сведения
о
материальном быте гу-
бернии
Спище,
постройках,
жилище,
костюме,
средствах
пе-
редвижения, промыслах,
занятиях
и
т.
д.),
а также
и
мате-
риалы
по
духовной
культуре
и
народной
словесности.
Обычаи,
обряды,
приметы, поверья,
правовые
нормы,
семей-
ный
и
общественный
уклад
жизни
—
являются
необходимым
материалом
для
этнологического
архива.
В
нем
же
сбирают-
ся
материалы
для
терминологического
словаря
Рязанского
края
(местные
слова,
местные
выражения
и
обороты
речи)
и
произведения
народной
словесности:
песни,
по
возможно-
сти в
нотной запи:и,
сказки,
былины,
пословицы, загадки,
заклинания,
скороговорки,
прибаутки,
заговоры
и
прочее.
В
настоящее
время
общество
обладает уже
довольно
значи-
тельным
материалом,
но
он
представляется
все же
совер-
шенно
ничтожным
в
сравнении
с
тем,
что
ему
предстоит
собрать.
Работы
этнологической
комиссии,
как
говорилось
выше,
предусматривают изучение
Рязанской
местной племенной
культуры
и
поэтому
касаются почти исключительно
быта
деревни.
Историко-бытовая
комиссия
рассматривает
другую
сто-
рону Рязанской
культуры
—
более
цивилизованную,
главным
образом,
культуру городскую.
Она
занята
вопросами
поли-