А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 16

12
пользу
его
признаки
краеведа.
Повидимому
ощущение
„крае-
зависимости",
отчасти,
об'ясняет
„чувство"
родины
и
чувство
„краеведа".
В виду
важности
для
краеведения термина
ланд-
шафт,
мы
считаем
необходимым
процитировать
определение
его из
статьи
проф.
Л. С.
Берга
(Сборник
„Как
изучать
свой
край".
Статья
I
іредмет
и
задачи
краеведении"
стр.
7-8).
„Под
нем
географического ландшафта
следует
понимать
область,
в
которой
характер
рельефа
,
климата,
растительного
и
почвенного
покрова
и
наконец,
культуры
человека сливают-
ся в
единое
гармоническое
целое,
типически
повторяющееся
на
протяжении
известной
зоны
земли".
„Ландшафт
не какие
угодно
собрания
предметов
на
земной
поверхности,
а
такие,
которые
отличаются
взаимодействием
друг
на
друга
и
из-
вестной
устойчивостью".
Мы
достаточно
много
указывали
на
уменьшение
пре-
тензий
к
краеведческой
деятельности
школ
и
широких
кру-
гов
населения.
Но
теперь
считаем
нужным
отметить
по от-
ношению
к
школьному
работнику
другое,
что
на
первый
взгляд
может показаться
противоречием.
Мы
имеем
в
виду
научную
работу
школьного
работника,
его
„исследователь-
скую"
работу
и
посмотрим
на
краеведение
с
этой
стороны.
Мы
присоединяемся
к
мнению,
что
школьный
работник
дол-
жен
быть
исследователем,
должен
быть
научным
работником,
иначе
ему
почти нечего
делать
в
школе.
Иначе
он
будет
догорать
и не
зажжет
огня
в
своих
питомцах—
всегда
юных
исследователях;
не
даст
любви
к
знанию,
к
науке.
Ему
оста-
нется
область
работы Цифиркйна,
учителя-
Недоросля,
если
он не
любит
науку
на
деле,
не
любит
ее
как
научный
работ-
ник,
хотя
бы
взявший
себе
самую маленькую
область
для
исследования.
Ему
нужно
стать
специалистом
в
самой
узкой
части
научной работы,
в
доступной
ему
части
процесса
научного
исследования-Может
быть
многим
подобное
требо-
вание
покажется
неожиданным,
после
сказанного
раньше.
Нужно
пояснить
это
требование,
его
смысл основателі
ность
и
осуществимость.
Для
этого
напомним,
как,
иногда,
из юного
краеведа
формируется
научный работник.
Многие,
вероятно,
видали,
как
юноша,
начав с
собирания коллекций,
напр.
из
об'ек
юв
природы,
переходит
к
довольно
совершенной
монти-
ровке
и
коллекционированию,
как
расширяется
его
работа
в
небольшой
сперва
специальной
и
более
простой
области,
приводит
его
к
расширению
теоретического
интереса
к
науке,
и,
наконец,
к
научной
работе.
Правда,
таких
немного
и
мож-
но
предположить,
что
у
них
была
особая
складка
и
благо-
приятные обстоятельства. Но
скажите,
если
вы
не
пройдете
1...,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,...256
Powered by FlippingBook