А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 18

14
мере,
в
этом—
начало;
а
если
продолжение
будет
шире
или
глубже
этого
маленького начала,
то
это
подтвердит
выска-
зываемое
мнение,
что
нужно
стать
на этот
путь.
Чтобы
пояснить,
мы
возьмем
пример: -допустим, учи-
тель,
помимо
программной работы,
ведет
специальную,
по
изучению,
изменчивости
форм
обычного
растения
одуванчика.
(Taraxacum
officinale).
Он
имеет
ограниченный
круг
работы,
связь
своей
ра-
боты
с новыми
научными
исследованиями
на
общую
тему
„о
наследственности
и
изменчивости",
ему
становится
нужна
научная
литература;
ему нужно
общение
с
научными
работ-
никами,
хотя
бы
в
форме
переписки,
ему
нужен
круг
людей,
занимающихся
хотя
бы
другими
научными
вопросами,
но
людей
такого
же
направления интересов
и т.
д.
Для
работ-
ника в
деревне
это--связь
с
культурной
жизнью,
от
которой
он
обычно
отделен.
Что
он
даст
другим?
Ответ
отчасти
ясен
из
предыду-
щего.
Отметим
еще
настроение,
выростающее
в
научной
ра-
боте.
Он
передаст
его,
если не
всякому,
то
иному ученику.
Юность
по
своему чутка. А
в
науке
есть
зараза.
Наконец,
еще
одно.
Мысль
о
„жизненности"
препода-
вания
повторялась
в
педагогике
достаточно,
но
об учителе
немного
или много
забывали.
Говорили
о
замене
„учебы"
у
школьников
„жизненным"
обучением;
а о
замене
.учебы"
у
учителя
мало;
иногда
ему
давали
в
сель-и
волсовете
только
переписку,
или
„жизнь"
на
сцене под
видом
общественной
работы,
но о
том,
чтобы
его
работа
по
обучению
не
замы-
калась
в
себе
и
имела
прибавочный,
связанный
с
жизнью,
смысл
для
него,
в
форме
особо
близкой
ему,
заботились
мало.
В
краеведении
мы
видим
нужнее.
Пусть
школьник
изучает
местный
край
совсем
по-школьному,
но
пусть
учи-
тель,
руководя
его
работой,
получает материал
полезный
не только
для
„учебы",
но
полезный
и
для
другого,
ясного
для
учителя,
дела
узучения
местного
края,
нужного
учителю
не
только
для
обучения
детей,
но
и
для
культурного
крае-
строительства
и
для
работы
вместе
с
каким-либо
учрежде-
нием,
использующим,
например, производительные
силы
края
или
обществом,
изучающим
местный
край.
Только
тогда
учреждения
и
организации,
ведущие
ра-
боту
по
изучению
местного
края,
будут
иначе
смотреть
на
школу;
и
в
этой
части
ее
работы,
смотреть
на
нее как
на
сотрудника
в
серьезном
общественно-
полезном
труде.
А
говоря об учащихся старших
групп
школы, перехо-
дящих
все
больше
к
обучению
в
жизни
и
работе,
мы
долж-
1...,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17 19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,...256
Powered by FlippingBook