—
18
—
изысканий,
но
не
все
добытые
знания
идут
им
на
помощь
для
сегодняшнего
дня.
При
нашей
бедности
и
недостатке
сил вполне
есте-
ственно
желание
скорее призвать теоретические
знания
к
слу-
жению
практическим
запросам
жизни
и
поставить
на
очередь
разработку
тех
проблем,
от
решения
которых
более
может
зависеть
непосредственное
течение
жизни.
Возьмем
примеры
из
рязаиской
действительности:
впол-
не
понятно,
что
местные
хозяйственно-плановые
органы
с
большим
вниманием
относятся
к
почвенным
исследованиям
губернии (и
ассигнуют
на
их
проведение крупные
суммы),
чем,
например,
к
изучению
Окских
моллюсков.
Но
можно
ли
утверждать,
что
так
будет
всегда?
Разве
не может
случиться,
что с
развитием
науки
и
последнее
изучение
станет
большой
хозяйственной
задачей.
Ведь
нам
понятна
ценность
и
прак-
тическая
важность
исследования
клещей,
переносчиков, бо-
лезни
скота,
называемой
периплязмозом;
изучение
их
произ-
водилось
и
производится
нашим
рязанцем, живущим
и
теперь
в
Рязани
профессором
А. В.
Белицером,
им
же
было
сделано
и
открытие. Но
пока по отношению
к
моллюскам
этого
нет,
и
хозяйственные
органы правы, сосредотачивая
свое
внимание на
бесспорно
необходимом
для
ближайших
дней
культурного
строительства
края.
Однако
прав
и
тот,
кто
всетаки
изучает
моллюсков.
По
справедливому
выражению:
„Без
науки
научной
не
было бы
и
науки
прикладной",
академическое
краеведение
—
это
та
об'емлющая
и
высшая
точка
зрения
в
изучении,
ко-
торая
одна
обеспечивает
нужную полноту,
об'ективность
и
полезность
в
будущем
точного знания.
Пониманием
этого
об'ясняется
то
внимание
к
краевед-
ческой
работе
вообще,
которое
мы
видим
и в
Рязанской
гу-
бернии
со
стороны
хозяйственных
органов
и
Губплана.
„Школьное"
краеведение
также
менее
всего может*
быть
противопоставляемо
академическому"
или
„производствен-
ному".
Оно
само есть
и
„академическое"
и
„производствен-
ное"
краеведение
в
той части,
которая доступна
и
необходи-
ма
школе
в
ее
работе.
Вопрос выбора
материала
и
согла-
сования
деятельности
школы,
научных
и
хозяйственных
органов
—
чисто
организационный,
но
ничуть
не
принципи-
альный
Попыткам
его
разрешения
в
пределах Рязанской
губер-
нии,
собственно,
и
посвящен
настоящий
сборник.
Для
постановки
и
верного разрешения
этого
вопроса
учителю
надо
иметь
не
только
умение теоретически
подойти