ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 574

22
ВЪСТНИК'Ъ РЯЗАНСКАГО
ГУБЕРЯСКАГО
ЗЕМСТВА.
6„
съ
конкретнымъ
представленіемъ,
безслѣдно
промелькнетъ
j
обогатитъ
умственный
багажъ
ребенка.
Такимъ
образомъ,
сі
рая
школа
стремится
къ
тому,
чтобы
ученикъ правильно
внѣшней
стороны
излагалъ
то,
что
ему предлагается,
сппощ
рядомъ
не
заботясь
и
не
задумываясь
о
томъ,
что
нужно
і
учить
видѣть,
слышать,
нужно
наглядное
преподаваніе
шко;
ныхъ
предметовъ,
а
форма
литературная придетъ
въ
свое
вреі
Незабвенный К.
Д.
Ушинскій
высказываетъ
по
этому
повс
глубокія
мысли:
„Дитя,
если оно
еще
не
испорчено
ложны
воспитаніемъ,
пе склонно
къ
фразамъ:
его
прежде
всего
ув
каеть
мысль,
содержаніе,
явленіѳ,
фактъ,
а
не
форма
выраав
мысли.
Нельзя
придумать
болѣѳ
старческаго
занятія,
какъ
бота
объ
отдѣлкѣ
формъ.
Это
роскошь,
жепаніѳ
которой
и
ходитъ
уже
тогда,
когда
содержания
въ
умѣ
много,
когда
вое
перестаетъ
насъ
занимать,
а
ддя
ребенка
весь
міръ
(
новъ
и
занимателенъ."
*)
Нѣкоторые
учащіе,
сознавая
всю(
цѣльность
изложеній
въ
чистомъ
видѣ,
вносятъ
нѣкоторыяиз
неаія
въ
работу
и
предлагаютъ
басню,
стихотвореніе
или
]
сказъ
изложить
„своими
словами".
Крыловъ
или
кто-либо
дру
изъ нашихъ
писателей
въ
своихъ
произвѳденіяхъ
выражаі
образцовымъ
литературнымъ
языкомъ,
и,
такимъ
образомъ,'
нику
дается
задача,
чтобы
вмѣсто
образной,
правильной
ж
ратурной
рѣчи
далъ
бы
намъ
образчикъ
дурного
слога,
і
такъ,
какъ
не
слѣдуетъ
писать; такія
работы
не
обогатятъ
тературнаго
запаса словъ
ученика
и
не
выработаютъ
л
ратурной
рѣчи.
55
Форма
мысли,
говоритъ
Ушинскій,
тоі
тогда
хороша,
когда
человѣкъ
создаетъ
ее
самъ,
вмѣсті
мыслью,
когда,
она
органически вырастаетъ
изъ
мысли,
а
тогда,
когда
она
выхвачена
изъ
какой
нибудь
книги,
будь
даже
сочиненіе
образцоваго
писателя...
ЯЕзыкъ
не
есть
что-;
отрѣшенное
отъ
мысли,
а
напротивъ,
органическое
ея
созді
въ
ней
коренящееся
и
безпрестанно
изъ нея
вырастающее;
1
что
тотъ,
кто
хочѳтъ
развивать
способность
языка
въ
учен
долженъ
развивать
въ
немъ
прежде
всего
мыслящую
.слс
ность."
**|
При
изложеніяхъ
и
пѳреложеніяхъ
мы
видимъ,
ч
учениковъ
дѣйствуетъ
только
цѳнтръ
памяти,
а
все
же ои
ное
атрофируется.
"Ученикъ
запоминаѳтъ,
оперируетъ
съ
*)
Собраніѳ
сочиненій К.
Д. Ушинскаго,
томъ
II,
стр.
73.
**) Собраніе
сочинеяій К.
Д. Ушинскаго,
томъ
II.
1...,564,565,566,567,568,569,570,571,572,573 575,576,577,578,579,580,581,582,583,584,...748
Powered by FlippingBook