ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 582

30
ВЪСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
JSg,
g
вѣдь,
конечно,
создать,
какъ это
думалъ Толстой
и
его
пос
дователи,
свободную
школу
въ
несвободной
общественной
сре
Но
въ
то же
время
мы
должны
глубоко
цѣнить
тѣ
пути,
селѣ
еще
неизвѣстные,
на
которые указалъ Толстой
въ
обла
веденія
иисьменныхъ
работъ.
Какъ
это
ни
странно,
но
вещ
художникъ
слова
стапъ
учиться
писать
у
маленькихъ
еще
рождающихся
талантовъ
изъ
крестьянскихъ
дѣтей;
подъ
сі
нымъ
впечатпѣніемъ
отъ
нарождающихся
литературныхъ
тщ
товъ
Толстой
написалъ статью:
„Кому
у
кого
учиться
пис
крестьянскимъ
ребятамъ
у
насъ
или намъ
у
крестьянок
ребятъ"; красной
нитью
по
всей этой
статьѣ
проходить
пш
творная
мысль,
что
намъ,
учителямъ,
слѣдуетъ
учиться
ппі
у
крестьянскихъ
дѣтей.
Толстой
слишкомъ
идеализиров
крестьянскихъ
дѣтей,
онъ
писалъ
въ
этой
статьѣ:
„давать
тямъ читать
дѣтскія
сочиненія,
и
только
дѣтскія
сочинѳнія
п
лагать
за
образцы,
ибо
они
всегда
справѳддивѣе,
изящні
нравственнѣе
чѣмъ
сочиненія
взрослыхъ".
*)
Ясно
для
кажд
что
дѣтскія
сочиненія
не
всегда, конечно,
бываютъ
„справе,
вѣй,
изящнѣй
ж
нравственнѣй",
но
правильно
то,
что
эти
с
ненія
очень
близко
говорятъ
дѣтямъ
о
дѣтскихъ
запросах
1
!
эти
сочиненія
учеяикъ
поймѳтъ
лучше
чѣмъ
сочиненія
взроспі
Справедливо
будетъ
внести
въ
эту
статью
необходимое
до
неніе,
что
педагогамъ
слѣдуетъ
учиться
писать не
у
всѣхъ
кре
янскихъ
дѣтей,
а
у
тѣхъ,
у
которыхъ
ясно
выражены
л
ратурно-художественныѳ
задатки,
и
по
наблюденіямъ
оказывае
что
въ
классѣ
всегда
найдется
два
три
чеповѣка
съ
литера'
но-художественными
задатками.
И
не
одинъ
Толстой
восхшц
дѣтскими
сочиненіями.
Наши
писатели
понимали,
что
въ
скихъ
сочиненіяхъ
есть
и
выразительность
и
художественнс
а
иногда
лаконичность.
Антонъ Павповичъ
"Чеховъ
одна
прочелъ
одно
ученическое
сочиненіе,
состоящее
всего то;
изъ
трехъ
словъ:
„море
было
большое".
Такое
сочиненіе
нравилось ему.
Мы,
взрослые,
быть
можетъ,
при
этомъ напиі
бы
массу
эпитетовъ:
и,
„нависшія"
облака,
и
„свирѣпствуюі
вѣтеръ,
и
„бушующее"
море,
и
„сѣдыя«
волны.
„Море
было
б
шое«,
и
передъ
вами
картина
величія,
грандіозности
моря.
Л
нично
и
выразительно
сказано,
а
мы,
читая
такую
фразу,
вершенно
не
обратили
бы вниманія.
Своеобразная
простота,
посредственность
составляетъ
особую
прелесть
въ
дѣтск
*)
Л. Н.
Толстой:
„Кому
у
кого
учиться
писать".
1...,572,573,574,575,576,577,578,579,580,581 583,584,585,586,587,588,589,590,591,592,...748
Powered by FlippingBook