дет стоять мир, даже когда человеческий гений
познает и подчинит себе все ее тайны, и тогда
не станет она менее прекрасной, и никогда не
иссякнет поток благородной радости созерцания
и овладения ею. Наоборот, ноток будет глубже,
шире и чище. Какие рощи, заросли, дремучие ле
са — что может сравниться в красоте с цвету
щим, возделанным рукой человека садом?!»—Так
говорит в своем авторском отступлении Довжен
ко, описывая встречу Мичурина с Михаилом Ива
новичем Калининым в мичуринском саду. Веро
ятно, таким же было и мироощущение самого
Мичурина. Во всяком случае, таково мироощуще
ние Мичурина, воссозданного творческим вообра’
жением кинодраматурга.
Итак, идея борьбы человека с природой — вот
тот основной, с наибольшей силой звучащий мо
тив, который определяет собой и позицию авто
ра и позицию его героя. Мичурин целиком втя
нут в эту борьбу, вне ее для него не суще
ствует никаких интересов. Лишь изредка и на
мгновение отвлеченный от единоборства с при
родой, он ощущает, сколь трудна его жизнь,
сколько лишений и страданий испытывают ею
близкие.
Так, на короткий срок, вырвала его из обыч
ного круга мыслей и чувств смерть жены.
«Александра Васильевна умирала...
— Вот, Ваня, не вышла жизнь... Но пусть
тебя бог простит. Великий ты человек и страда
лец.
Мичурин понял вдруг все и стал перед ней на
колени.
— Прости меня, Прости, что я всю жизнь
принадлежал деревьям, а не тебе.
10