Довженко, Александр Петрович. Жизнь в цвету : киноповесть - page 15

трудников, измученный п обессиленный убегал
спасаться в одиночестве к своей возлюбленной-
противнице — природе. Но уже прибегал он к
ней не как узурпатор и воин, требующий пови­
новения, а как немощный блудный ее сын и слу­
га, как ничтожно малая ее частица, мимолетная,
почти
мгновенная в бесконечном движении
жизни.
И, опускаясь тогда на колени, падая на целеб­
ные травы среди ночных кустов, он шопотом ле­
петал обрывки давно забытых* детских молитв,
перемежая их с несовершенными своими стихами.
А на утро, работая снова в саду, он с огор­
чением вспоминал свою слабость и даже обхо­
дил это место, как бы стыдясь растений своих,
безмолвных свидетелей падения, которым он всю
жизнь угрожал волей воина п завоевателя».
Признаться, мы не очень хорошо представляем
себе, как режиссер Довженко справится с пред­
ложенной драматургом Довженко задачей, как
включит он эту весьма разросшуюся авторскую
реплику в общую систему кинематографических
образов. Но нам это кажется даже и не очень
существенным, потому что сложная, противоречи­
вая и значительная мичуринская натура с яс­
ностью раскрывается на протяжении всего сцена­
рия сама собой, без прямых пояснений автора. С
самого начала повести Мичурин выступает как
человек, одержимый идеей, которая влечет его
лишь в одном направлении, не давая свернуть
ни на минуту в сторону. Уже в сцене с амери­
канцами и, особенно с попом Христофором, мы
видим, что сущность этой идеи в борьбе челове­
ка с природой, в подчинении ее человеку, в
переделке ее для человека. Переделка эта воз­
можна только как «насилие», основанное на зиа-
13
1...,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,...188
Powered by FlippingBook