Мичурин опустился перед Терентием на коле
ни и, сложив на груди рабочие его руки, на
клонился над ним.
— Спасибо.
— И тебе спасибо.
— Ну, Иван, поработали. Пора, — сказал Те
рентий сильно ослабевшим голосом. — Прощаю
тебе все, и ты прости мне. Ты никогда не давал
мне говорить, но я был счастлив с тобой всю
жизнь. Сколько я посадил, вырастил... радости.
Сколько земли перебрал, — Терентий пошеве
лил высохшими, похожими на корни, пальцами. —
Сколько саженцев, цветов да плодов земных.
Прощай... Земля еемь и отхожу в землю.
Последних слов уже не было слышно. Это
были уже не слова, а последние чувства в уга
сающей его душе.
Мичурин поцеловал Терентию руку и под
нялся».
Так умирал Терентий. Но нетрудно предста
вить себе вместо Терентия самого Мичурина,
потому что именно его, мичуринский, строй мыс
ли выражен здесь устами Терентия; вероятно,
именно так или почти так подводил бы итоги
своей трудовой жизни Мичурин, если бы Дов
женко показал нам последние минуты его суще
ствования.
Для биографического жанра монодраматическнй
принцип построения является столь естествен
ным, что более или менее сознательно им поль
зуются, невидимому, все авторы, работающие в
этом жанре. Однако надо признать, что ни в од
ном из известных нам кинадраматургических
произведений принцип монодрамы не проводился
с такой силой и последовательностью, с каким
проведен он в «Жизни «в цвету».
18