Довженко, Александр Петрович. Жизнь в цвету : киноповесть - page 22

нако постепенно, от страницы к странице, автор
убеждает читателя в художественной целесо­
образности сочетания этих двух различных манер
изложения. С той же целью увеличения времен­
ной емкости сценария автор идет на вкрапление
в общую реалистическую ткань повествования
явно условных по своему стилю эпизодов, кото­
рые, именно в силу своей условности, позволяют
в широких пределах спрессовывать время. Та­
ковы, например, страницы, где описаны мичурин­
ские «хождения по мукам» в различных мини­
стерских канцеляриях, или сцены посещения ми­
чуринского сада многочисленными экскурсиями и
делегациями. Впрочем, в этих последних сценах
лаконизм, граничащий со схематизмом, возникает,
быть может, даже не по необходимости эконо­
мии метража, но по соображениям стилистическо­
го порядка. Здесь мгновенно сменяющие друг
друга «микроскопические» эпизодики представ­
ляют собой уже не хронологическую вереницу
событий и, тем более, не причинный ряд, а не­
что вроде «монтажной фразы», каждый элемент
которой («эпизодик») нацело лишен самостоя­
тельного значения и воспринимается как своеоб­
разный кинематографический иероглиф.
Не пренебрегает Довженко и тривиальными
способами конденсации времени. Так, например,
в сцене смерти Александры Васильевны исполь­
зован прием ретроспекции, с помощью которой
легко можно большой временной отрезок уло­
жить в малый метраж.
Таким образом, несмотря на некоторые недо­
статки общей конструкции, она, па наш взгляд,
все еще громоздка. «Жизнь в цвету» дает кино­
драматургу ряд интересных решений чисто кон­
структивных задач.
20
1...,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21 23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,...188
Powered by FlippingBook