— Да, ты принадлежал деревьям.
— Да. Они — мои творенья, и я принадлежу
им».
«Для любви нужен досуг», — говорит в дру
гой сцене Мичурин. Этого досуга не было: все
уходило — и время и силы — на упорный, тяж
кий, жертвенный труд, на науку. Но Мичурин
не мог бы вынеспГ этого крайнего самоограни
чения жизни, если б наука делалась ради науки,
если бы за нею не скрывалась огромная любовь
к человеку, для которого, собственно, и предпри
нята борьба с природой. «Ты угнетаешь ближ
них», -— обвиняет Мичурина отец Христофор. «Я
служу дальним», — отвечает Мичурин, и смысл
этого выражения становится нам ясным из разго
вора с мальчиком, пойманным в саду за кражей
яблок.
«— Скажи всем мальчикам, — ласково обра
тился Мичурин к Паше, — что эго все для вас,
для будущего».
«Вывести Россию из нищеты и косности» —
вот единственная его забота, единственное его
желаниеі ради которого он готов пойти на лю
бое самоограничение, на любые страдания и
жертвы. Поэтому его единоборство с природой
лишь условно может быть названо «единобор
ством» — это борьба человека, отчетливо пред
ставляющего себя частицей общества, а свои
труд — частицей того общественного труда, ко
торый создаст прогресс человеческого бытия.
Гаков круг философских идей «Жизни в цве
ту», раскрывающихся как в
непосредственных
авторских высказываниях, так и в образе главного
героя повести.
Образ великого русского дарвиниста, создан
ный автором сценария, привлекает внимание чн-
11