Довженко, Александр Петрович. Жизнь в цвету : киноповесть - page 21

Сценарий примечателен еще одной особен*
костью—огромным отрезком времени, на протяже­
нии которого развивается действие. Почти полвека
проходит перед нами. Конец прошлого столетия,
начало нашего века, первая мировая война, Ок­
тябрьская революция, строительство социалисти­
ческого общества в нашей стране — таковы хро­
нологические вехи этой повести. Д а и повесть ли
«Жизнь в цвету»? Почему, применяясь к бел­
летристической терминологии, Довженко назвал
свою вещь «киноповестыо»? Гораздо правильнее
было бы назвать ее «кинороманом». Впрочем, не
в названии дело. «Проблема времени», то есть
потребность уложить в ограниченные метражные
рамки фильма и, следовательно, сценария очень
большой отрезок времени, за последние годы все
чаще и чаще стала беспокоить наших кинодра­
матургов.
G особенной настойчивостью возникает она
перед драматургом, работающим в области био­
графического жанра. Как же решил эту «про­
блему времени» автор «Жизни в цвету»?
В известной мере это сделано за счет увели­
чения размеров будущей картины. Однако Дов­
женко применил и другие, гораздо более эффек­
тивные способы удлинения «внутрнсюжетного»
времени. К ним относится, прежде всего, резкое
разделение сценарного материала на сцены опор­
ные, существенные, которые разрабатываются ав­
тором со всеми подробностями, и сцены «проход­
ные», являющиеся простой,
соединительной
тканью. В этих «проходных» сценах автор по­
зволяет себе такую лапидарность, такой схема­
тизм изложения, который поначалу рождает у
читателя ощущение досады: ну, можно ли так
беззастенчиво разделываться с событиями? Од-
2
*
19
1...,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,...188
Powered by FlippingBook