По
поводу
докладов
высказались:
Б.
М.
Соколов,
И.
М.
Гревс,
Н.
А.
Дорогу-
тин,
В.
А.
Городцов,
В. В.
Богданов.
Б.
М.
Соколов
говорил
в
защиту
синтетического
принципа; правда,
синтез
еще
впереди, еще
не окончен
период
накопления
музейного
материала
—
но
отказываться
от
синтеза
не
нужно.
Далее
оратор возражает
А.
И.
Филиппову,
подчеркивая,
что
музей
есть
научно-исследовательский
институт,
работающий
по
краеведческому
методу
и что включение в
него неместного
материала разрушает
его
органическую структуру.
Неместный
материал
может
использоваться
лишь в
задачах педагогических
и
поэтому
место
ему
в
школьном
музее,
который
по
своей
организации
существенно
отличен от
краеведческого научного музея.
И.
М.
Г
р
е в с
говорил,
что
краеведческий музей
должен
быть
системати-
ческим,
и что синтез может
допускаться
лишь
в
выставочных
опытах
музея,
огра-
ниченных
синтетической
темой.
Безусловно,
материал
в
музее
должен
быть крае-
ведческим.
Педагогические
задачи
музей
должен
разрешать,
так как
специально
школьных
музеев
нам
сейчас
нельзя
создать,
но
для
этого
педагоги
пусть
сами
подойдут
к
музею
научному
—
принципы
музея,
как
научно
-
исследовательского
учреждения
не
должны
быть
колеблемы.
Н
А
Дорогутин
подчеркнул,
что
далеко
не все местные
музеи
стоят
на
краеведческой
позиции
и
что
поэтому
против
тезисов
А.
И
Филиппова
надо
протестовать
самым
решительным
образом,
как
противоречащих
основным
задачам
научного краеведческого музея.
Идеал
краеведческого музея
—
синтез,
но по
пути
к
синтезу музеевед
должен
использовать
и
систематику, допуская
синтез
попутно
и
по
мере
возможности.
В.
А.
Городцов
считает,
что возможно
допустить
оба
принципа,
и си-
стематический
и
синтетический,
не
подавляя одним
другого.
В
заключительном
слове
А.
И
Фесенко
отметил,
что он
в
теории при-
знает
равноправными
оба
принципа,
и
систематический
и
синтетический,
—
осу-
ществление
же их зависит от личного
творчества
музейных
работников.
Но
опыт
настоящего
всей
силой
своих
доказательств
приводит
музеи
к
необходимости
руко-
водствоваться
наиболее
доступным
и в то же
время
научно-об'ективным
методом
систематики.
В.
В.
Богданов,
резюмируя
обсуждение
докладов,
подчеркнул:
1)
что
краеведческий музей
есть
научно-исследовательский
институт;
2)
что он
работает
на местном
материале;
3)
что
основной принцип
его
построения
систематический
и
4)
что
синтетический принцип применим,
поскольку
он возможен
по
состоянию
музейных
материалов.
С
докладом
„Географический
принцип
в
краеведческом
музее"
выступил
В.
П.
Семенов
Тян
Шанский.
Основные
положения
доклада:
Краеведческому
музею,
как
научному
учреждению, органически
связанному
с
территорией
данного
края,
естественнее всего в своем
построении
иметь
географи-
ческую
базу
в смысле возможно
более
яркого
выявления типичного
географического
ландшафта
местности.
Необходимо
уловление
типов местности по
совокупности
их
геоморфологи-
ческих
признаков
и
тем
самым,
установление
наиболее прочных
районов
края.
В
целях
осуществления
географического
принципа
в
краеведческом музее
необходимо
прежде
всего
озаботиться
созданием
главной
топографической
карты
самого
крупного
масштаба,
которая
должна
быть
снабжена рукописным карточным
алфавитом
всех
помещенных
в
ней названий.
Должны
также
быть
созданы
спе-
циальные
карты, детализирующие главную,
и в
первую очередь, карта
естествен-
ных
районов
края
по
геоморфологическим
признакам.
На
основании
последней
могут
располагаться
экспонаты
музея,
и,
таким
образом,
на
географической
основе
будет
осуществляться
и синтетическое начало
109