недоразвитости;
2)
алчность,
побуждающая
к
развитию
кладоискательской
деятель-
ности;
3)
диллетанство
и
ревность
не по
разуму.
Непонимающие
люди
не
злостные
враги
археологических
памятников.
Они
часто очень
благодушны
и,
когда
уразумевают
важность значения
памятников,
ста-
новятся
разумными
их
защитниками.
Эти
люди
требуют
повышения
их
интеллекта
и
очень
внимательного,
вполне
доброжелательного
перевоспитания.
Кладоискатели
являются злостными
вредителячи,
требующими
законного
пре-
следовяния
по
ст.
декрета
99,
102
и
107.
С
ними не
следует
церемониться.
Очень
опасными
вредителями
археологических
памятников являются
дилле-
танты
и
ревнители
—
не
специалисты.
Это
люди
в
большинстве
случаев
с
некоторым
образованием
в
виде,
например,
преподавателей
школ,
музейных
второстепенных
деятелей,
не имея
специальной
подготовки,
смело
принимаются
за
исследование
(раскопки,
реставрации)
археологических
памятников и
в
большинстве случаев
гу-
бят
их.
С
этими
лицами следует
бороться
также как
с
лицами
первой
категории
увещанием
и
вразумлением.
Это
больше
всего
могут
сделать
музееведы
и
краеведы
Они,
знакомя
народные
массы
с
археологическими
реликвиями,
имеют постоянные
случаи
раз'яснять
посетителям смысл
и значение памятников
и
необходимости
их
тщательной
охраны.
По
докладу
высказался
С.
Д.
Яхонтов.
С.
Д.
Яхонтов
благодарил
докладчика
за
доклад
и
просил
принять
меры
к
охране старо-рязанского городища,
которое
в
настоящее время
разрушается
и
погибает.
В
ответном слове
В. А.
Городцов
указал,
что
отделом
музеев
уже
приняты
меры
к
охране
старо-рязанского городища.
Б.
М.
Соколов
сделах
вне-очередное
заявление
о
постигшей
гибели
мно-
гих
материалов
и памятников
в
Российской Академии
Наук
и
Ленинградских
му-
зеях
в
связи
с
наводнением.
Он
предложил
от имени
конференции
послать
Ленин-
градским
музейным
работникам
сочувственную телеграмму.
Предложение
конферен-
цией
было
принято
и на имя
Российской
Академии
Наук
была
отослана
телеграмма
с
выражением
соболезнования.
Четвертое
заседание
(вечернее)
29
сентября
1924
г.
Председательствовал
С.
Д.
Я
х
о н
т
о
в.
Было
заслушано
сообщение
А. Н.
Т
р
и ш е
в
с
к
о г
о:
„О
специальных
сред-
ствах
Главнауки
в
музейном
деле".
Сообщение
носило
информационный
характер,
вследствие
чего
прений
по
'
поводу
него
не
произошло;
участники
конференции,
частично
обрисовывая
положе-
ние
музейного
дела
на местах
(см.
ниже),
обращались
к
докладчику
за
раз'яснениями
частного
характера.
Затем
был
заслушан
доклад
Н. С.
Воскресенской:
„Основные
черты
музейно-просветительной
работы
"
.
Общая
схема
доклада:
1.
Основные
способы
проведения
научных
знаний
музеями:
экспозиция
об'яснительные
тексты,
путеводители, лекции,
экскурсии.
2. Живое
слово,
как
лучший
способ
популяризации
музейных собраний.
3.
Формы
работы
живым словом
в
музеях:
об'яснения
отдельных
предметов,
лекции,
экскурсии.
4. Основные
признаки
подлинной
экскурсси:
тематичность,
коллективность
в
работе
и
активность
экскурсантов.
5.
Активность
экскурсантов,
как
необходимое
условие
продуктивности
коллек-
тивной
работы.
114