6.
Формы
выявления активности
экскурсантов.
7.
Значение
личности
руководителя
в
экскурсии.
8.
Успех
экскурсии
обусловливается
личным
опытом,
подготовкой
руководи-
теля
и
умением
отвечать
на
запросы экскурсантов.
9.
Просветительная
работа,
производимая
музеями
в
очерченных рамках,
является
могучим
средством
проведения
научных знаний
в
народную массу,
вы-
полняя тем
самым
одну
из
существенных сторон
политико-просветительного
плана
республики.
В
прениях
по
докладу
приняли
участие
В.
А.
Городцов,
С.
Д.
Яхонтов,
И.
М.
Гревс,
Б.
М.
Соколов.
B.
А. Г
о
р
о
д
ц
о в
говорил
о
своей
работе
в
Российском
Историческом
Музее
и
о
принципах организации
его
отделов.
До
1917
г.
был
принят
географи-
ческий принцип;
в
1917
г.
материал
был
расклассифицирован
по
культурам.
Это
и
обеспечило
внимание
народных
масс к
Историческому Музею.
C.
Д.
Яхонтов
высказал
недоумение
—
какое
поучение
могут
вынести
провинциальные музеи
из
опыта
Росс.
Истор.
Музея?
Какие
указания
могли
бы
быть
для
них
поучительны?
И. М.
Гревс
отметил,
что
успех
Росс.
Истор.
Музея
был
обеспечен
не
только
новой,
созданной
в нем
классификацией,
но и
другим.
Оратор
подчеркнул
экскурсионный
момент
и
связь
музея
со
школой.
Б.
М.
С
околов также
указал
на связь
Росс.
Истор.
Музея
со
школой.
Д.
А.
Ушаков
говорил,
что опыт
Росс.
Истор.
Музея
остается
совершенно
неприменимым
в
провинции
за
недостатком
руководителей экскурсий.
В
заключительном
слове
Н.
С.
Воскресенская
осветила
некоторые
де-
тали
в
организации
просветительной
работы
Росс.
Истор.
Музея,
в
частности на
семинарий
по
экскурсионному делу.
Пятое
заседание
(утреннее)
30
сентября
1924
г.
Председательствовал
В.
И.
Смирнов.
Б.
Н.
Натальин
и
И.
А.
Виноградов
прочитали
доклад:
„Обще-
ственно-экономические
отделы
краеведческих
музеев".
Докладчики
поделились
опытом
построения
общественно
-
экономических
Отделов
в
Рязанском
и
Тверском
музеях.
Схема
построения
отдела
Рязанского
музея
следующая:
1)
характеристика естественно-производительных
сил
природы,
2)
культурно-производительные
силы человека
3)
транспорт
и
обмен,
4)
характери-
стика
губернского
города,
как
культурного
центра.
По
проекту
Тверского
музея
общественно-экономический
отдел
организуется
в
составе
семи
отделений:
1)
естествен-
ных
богатств,
2)
промышленности,
3)
сельского
хозяйства,
4)
торговли,
5)
тран-
спорта,
6)
местного
хозяйства,
7)
труда.
По
заслушанным
докладам
высказывались
В.
И.
Жадин,
Д.
А.
Ушаков,
Н.
А.
Дорогутин,
В. В.
Богданов.
В.
И.
Жадин
указал
на
связь
общественно-экономического
отдела
музея
с
естественно-историческим,
каковую
надо
укреплять.
Д.
А.
Ушаков
охарактеризовал
общественно
-экономический
отдел,
как
наиболее
живой
и
подвижной
отдел
музея.
Оратор
говорил
о
необходимости
тесней-
шей
связи
общ.
-экон.
отдела
с
административными
и
хозяйственными учреждениями
края.
Н.
А.
Дорогутин
говорил
о
том,
что
сама жизнь
укажет
формы
и ме-
тоды
организации
общественно-экономических
отделов,
которые
являются
важнейшим
средством музеев
влиять
на
окружающую
жизнь,
связать
себя
с
жизнью
и
оживлять
культурно-просветительную
работу
музеев.
115