и
Через шесть
cjtok
утром показались скалистые бе
рега Испании. Наш отряд судов приближался к пор
товому городу Виго. В десятом часу обогнули остров,
и перед нами открылся великолепный залиь, глубоко
вторгнувшийся в сушу. Со веек сторон он был ограж
ден высокими горами. По берегам его раскинулись ры
бачьи поселки. Салютуя испанскому флагу, направились
в глубь бухты и за ее поворотом, на виду города,
бросили якорь. В ответ нам загремели орудия кре
пости. Стоял тихий и безоблачный день. Теплые лучи
солнца ярко освещали каменные постройки, прилипшие
к склонам горы. Над городом господствовала цитадель.
Теряясь в прозрачной дали, тянулись горные хребты
Пиренеев. С другой стороны, внизу, перед окнами зда
ний, расстилалась неподвижная гладь зеленовато-синей
воды. В этой бухте могли бы разместиться, не мешая
друг другу, сотни больших кораблей.
На берег не отпускали ни матросов, ни офицеров.
,
Здесь нас ожидали пятъ немецких пароходов с углем
для нашего отряда. Они немедленно пришвартовались
к броненосцам. Но на пароходы явилась портовая
полиция и запретила погрузку, ссылаясь на то, что
Испания не хочет нарушать нейтралитета. Наше коман
дование было поставлено этим в чрезвычайно затруд
нительное положение. От Скагеиа до Виго было рас
стояние в 1 312 миль. На этом пути, идя средним ходом
в восемь-девять узлов, мы сжигали в сутки сто двад
цать пятъ тонн угля. На каждом броненосце остался
запас топлива на двое суток. Что будем делать дальше?
Полетели телеграммы в Мадрид и Петербург.
Дня через два были получены на броненосец англий
ские и французские газеты, очень взволновавшие на
ших офицеров. Среди них начались оживленные раз
говоры. До нас долетали только обрывки этих разго
воров. Однако можно было понять, что «гуильский инци
дент» вызвал международное осложнение. Если кому-
104