членом многих академий
и
угшвереитегов за гра
ницей.
Не меньшие были заслуги и у таких моряков, как
Василий Михайлович Головин, Отто Коцебу, Геннадий
Иванович Невельский и другие.
Были у нас адмиралы-флотовцы, адмиралы-победи
тели. Ушаков, например, в военно-морском искусство
соперничал с самим Нельсоном. Изучая историю мор
ских сражений, ни один не пройдет мимо таких выдаю
щихся имен, как Сенявин, Лазарев, Гейден.
Этот период процветания парусного флота, продол
жавшийся до самой севастопольской кампании, создал
чрезвычайно прочные и устойчивые традиции морской
службы. Выработался тип моряков, офицеров и матро
сов, всецело прираставших к палубе корабля и годами
бороздивших отдаленные океаны. В севастопольскую
кампанию, однако, обнаружилось, что личные качества
моряков уже не могли возместить отсталость нашего
флота. Требовались паровые двигатели и железное судо
строение. А наши деятели того времени не могли к этому
своевременно перейти. Дисциплина и священные тра
диции парусного флота глубоко срослись со всей систе
мой крепостничества, являвшегося социальной базой
патриархальной русской государственности. Результа
ты в крымскую кампанию получились самые плачев
ные.
Падение крепостного права одновременно сопровожда
лось появлением кораблей с паровыми двигателями.
Но еще долгое время машина играла роль вспомогатель
ного двигателя, а полное парусное вооружение сохра
нялось даже на броненосных судах. Еще в период 1882—•
1890 годов строились броненосные фрегаты — «Дмит
рий Донской», «Владимир Мономах», «Адмирал Нахимов»,
«Память Азова», «Рюрик», а также броненосцы— «Нико
лай I» и «Александр II» с запасным парусным воору
жением. Эти корабли в продолжение двух десятилетий
бороздили моря и океаны и дожили еще до времени,
русско-японской войны. Некоторые из них остались в
93