—
136
—
ископаемых
богатств,
участия
не
вполне
самостоятельного,
но
сознательного,
нужно
достичь
этой
цели.
С
методической
точки
зрения
эта
работа
заслуживает
большого
внимания.
Прежде
всего она
технически
проще
других
видов коллекционирования об'ектов
природы.
При
ней
необходимо
внимание
к
тому,
что
так
обычно
и так
легко
проходится
мимо,
к
песку,
глине
ит.
п.
Так
как
экскур-
сии на темы
динамической
геологии
(выработка
форм
земной
поверхности)
являются
чрезвычайно
благодарными,
но
обычно
не
дают
других материалов
и
об'ектов
кроме
рисунков,
то
дополнение
их
сбором
окаменелостей,
минералов
и
образцов
горных
пород
методически
очень важно.
Что
касается
отнесения
этой
работы
и
отдельных
во-
просов
ее
к
Определенным
годам
7-летки,
то взятие
образцов,
измерение
слоев,
перечисления
их,
все
эти
вопросы
настолько
доступны
учащимся
под
руководством учителя,
что
их
можно
начинать
исполнять хотя
бы
с
3-го
года.
Другой
вопрос—
к
какому году
относить
их
в
смысле
наибольшей
созна-
тельности выполнения
и
наибольшей
теоретической
прора-
ботки.
Мы думаем,
что ответ
дан
ясный
для
программой
ГУС'а
—
„деятельность
воды
и
ветра,
рельф"
на
3-м году
обучения,
„полезные
ископаемые"
—
на
4-м;
а
следователь-
но,
на
3-м году
возможен
учет
мест
обнажений
—
оврагов,,
обрывов
речных
берегов
и
т.
п.,
наблюдение
и
фиксация
чередования
слоев
на
обрывах
и
беседы
по
динамической
геологии;
на
4-м
году
обследование
мест
нахождения
полез-
ных
ископаемых,
сбор
образцов
их,
описание
разрезов
в
местах
разработок
и
историко-геологическое
освещение
их.
Только
с
5
года
(с
1
ШКМ)
следует
изучение
минералов,
окаменелостей,
изучение
рыхлых
наносов,
ко-
ренной
породы
почвы
и
подпочвы,
считая их
связанными
с
вопросами программы
в
следующей
постепенности
по го-
дам
обучения:
1-й
год
сложение
земной
поверхности
и
сбор
образцов,
особенно
в
весенний
и
летний
сезоны,
и
осенью
во
ІІ-й
год
обучения
в
связи с
вопросом
о
рельфе
края,
про-
работка
их.
Историческое
же
толкование этого
строения
и
выводы,
включая
носящие
вполне
практический
характер,
напр. об улучшении
неудобных
земель,
безусловно
следует
отнести
на
II
и
III
годы
обучения
ШКМ.
Таким
образом,
работа
над
вопросами
предлагаемыми
инструкцией
может
повторяться
и
продолжаться
несколько
лет
обучения,
особенно
в
части
сбирания
природных
доку-
ментов,
идя
к
полному
обследованию
района.