—
143
—
деятель
и
в
современный
и
в
исторические
геологические
пе-
риоды,
создающий
формы рельефа
земной
поверхности,
ее
работа
должна
быть
не только
известна, понята,
но
и
почу-
ствована
и
осознана
всеми
учащимися;
для
этого
не
достаточно
слов, картинок,
моделей,
даже
наблюдения
за
работой
маленького
ручейка
после
дождя,
производящего
работу;
для
этого
нужно
наблюдать
действительно
мощное
явление,
подобное
образованию
и
росту оврагов;
нужно
ви-
деть
во
что
выростает
работа
воды
за
ряд
лет
и
тогда
уже
можно
считать,
что
будет
в
десятки
лет.
Активность
в
пред-
стоящей
борьбе
скорее
может
родиться при
достаточно
силь-
ных
впечатлениях.
Этим
мы
указываем уже
и на
воспита-
тельное
значение
этой
работы.
Старый
овраг,
в
котором
дети
находили
„чертовы
паль-
цы"
(беллемниты),
какая
в
нем
была
притягательная
сила
для
детской
любознательности;
он
тянул
к
себе,
несмотря
на
страх,
который
внушал,
который,
вернее, внушали
всякие
рассказы
о
нем.
„Исследовать"
овраг
дети
охотно
пойдут.
Здесь
успех
экскурсии обеспечен.
Метод
тоже
обеспечен,
они
бросятся
на
активную
работу.
О практическом, производственном
значении
изучения
мы
говорить
не
будем;
оно
велико
и
общеизвестно.
Итак,
незаменимый,
образовательный,
воспитательный
ма-
териал,
ценный
с
методической
стороны.
Задание
обследовать
овраг, вызываетследующиевиды
работ:
исследовательскую
экс-
курсию,
от
устья
до
вершины,
по всем
отрогам;
с'емку
на план:
зарисовку
форм
стенок,
„останцев",
т.
е. оставшихся
от
размыва
после
слияния
двух
оврагов
высоких
участков;
прослеживание
смены
пластов,
измерение
и
зарисовку
их;
разыскивание
ископаемых,
выхода
ключей,
наконец,
наблю-
дения
за
ростом,
за
окружающей
местностью,
над
раститель-
ностью, опрос стариков
о
росте,
появлении
оврага; справка
о
причиняемом
вреде;
описание
и
сводка
всех
материалов;
выставка
коллекций,
рисунков;
общая
по
волости
карта;
всего
не
перечислить.
Опять,
не
много
ли.
Ответ
такой же,
как по
вопросу
об
об'еме
работы
по
изучению
болот,
работу
нужно хорошо
организовать,
разделить;
если она не
организована,
то
лучше
ее
проводить
в
виде
наглядной
беседы,
в
виде
экскурсии,
но
иллюстративной;
если
же
исследовать,
если
дать
вести
краевед-
ческое исследование
самим
учащимся,
то
им
надо
помочь,
прежде
всего
в
организации
и
разделении
труда; например,
при
экскурсии,
после
короткой
подготовительной
беседы,.