А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 139

135
III
год
ШКМ.
Сельское хозяйство.
II.
5.
Как
улучшить
неудобное
земли.
Как осушить
заболоченную
землю,
выравнивание поверхности,
удаление
валунов.
По
нашему
мнению
достаточно
прочесть
этот
перечень
тем
и
вопросов
программы
для
того,
чтобы
увидеть
в
нем
указание
на
необходимость
ознакомления
с
геологией
края,
на
необходимость
обследовать
его
в
экскурсионном порядке
или в
порядке
заданий
небольшим группам,
необходимость
видетьна
экскурсиях
слои
горных
пород, минералы,
полезные
ископаемые
и
взять
их
образцы.
В
программе
ШКМ
предлагается
брать
почвенныеобразцы;
во всяком
случае,
ей
должна
предшествовать
более
простая,
доступная,
а
в
смысле
последовательности
образования
не-
обходимая,
работа
по
коллекционированию минералов,
образ-
цов
горных
пород
и
окаменелостей.
Характер
программ ГУС'а
таков,
что
в них
отсутствуют
детальные
перечни, которые
более определяли
бы
и
об'ем
знаний
и
последовательность
накопления
их
по
годам
обу-
чения,
поэтому
они
требуют
деталировки,
очевидно,
уже
на
месте;
в
данном
случае
требуются
включения
предлагаемой
работы
по
изучению
горных пород.
Трудно
говорить
о почве
без
предварительного
понятия о
минералах,
горных
породах,
без
понятия
о
подпочве,
выветривании. Нельзя
разбирать
во-
просы
орошения,
положения
грунтовых
вод
без предваритель-
ного
выяснения сложного
залегания
глин
и
песков
и
др.
горных
пород.
Можно
не
углубляться
в
вопросы
историче-
ской геологии,
но
совсем
обойтись
без
них
нельзя; говоря
об
известняке
при
производстве
цемента,
посещая
ломки,
встречая
окаменелости,
говоря
о
геологическом
море,
или о
происхождении
каменного
угля
и т.
п.;
просто
выпустить
эти
вопросы
из
б.
м.
законченного
общего
образования,
да-
ваемого
7
леткой,
едва
ли
предполагали
авторы
программ ГУС'а.
В
общем
образовании
географическое
толкование явле-
ний
является исключительно
важным;
нельзя
выбрасывать
такие
основные
черты
и
определяющие
ландшафт
края
моменты,
как
его
геологическое
строение.
Целью
работы
с
учащимися
возраста
7
летки является
установить
связь
современного облика
края
с
его геологиче-
ским
прошлым;
путем
ознакомления
учащихся
на
экскурсиях
с
геологическим
строением края,
путем
участия
в
создании
части
краеведческого музея,
относящейся
к
изучению
поверх-
ности
края,
земной
коры
ее
минерального
состава
и
1...,129,130,131,132,133,134,135,136,137,138 140,141,142,143,144,145,146,147,148,149,...256
Powered by FlippingBook