—
10
—
все
может
взять
на
себя
школа
в
краеведной работе,
которую
ведут
уч,
еждения
и
организации;
школу
ограничивают
в
этом
выборе
педагогические
условия;
но
думать,
что
работа
школы
в
деле
изучения
местного
края
бесполезна,
было
бы
ошибкой.
В
третьей
статье
выбирается
из
материала
для
изуче-
ния,
что школа
не
только
может,
но
и
должна
делать,
вы-
полняя
свои
школьные
программные
задачи.
Из
задач по
изучению Рязанского края,
предпринимаемого
другими
учреж-
дениями
и
организациями,
школа
должна
выбрать
свою
до-
лю
участия, сотрудничества,
с
присущим
ей
обращением
с
материалом,
с
доступным
ей
методом
и
учебными
целями,
не
обесценивая
однако
точного
научного
значения
работы,
выбрать,
очевидно,
не
одинаковое
для
младших
и
старших
групп
учащихся
и
для
самого школьного
работника;
школа
должна
избрать,
что по
прямым
ее
образовательным
и
вос-
питательным
задачам
даст
ей
больше;
и
эта
краеведческая
деятельность
будет
тем
общественно-полезным
трудом,
кото-
рого
ищет
школа.
Наконец,
в
четвертой
статье
предлагаются
те
конкрет-
ные
задания
по
краеведно-исследовательской
работе
,
кото-
рые
могут
быть сейчас выдвинуты
для
школы.
Чтобы
осуществлять
практические
задачи
нужен
выбор
их,
и
общие теоретические
положения,
технические
указания.
Совершенно
ясно,
что,
сперва,
придется
ограничиться
пер-
спективой
работы
и
привести
только несколько часіных
при-
меров
отдельных
заданий
;
большего
сборник
не
мог
бы
вме-
стить
без
ущерба
для
его
компактности
и
осуществимости;
самый
материал
удобнее
для
распространения
и
пользования
издавать
отдельными
инструкциями;
тем
более,
что,
частью,
они
должны
иметь
узко-местный
характер. Таким
образом,
четвертая
статья
сборника
ипредполагает
иметь
продолжение
свое
в
виде
постепенно
издаваемых
отдельных
выпусков;
инструкций,
брошюр
и
листков.
В
последней
статье
приводится
план
изучения
волости
и
инструкции
по
некоторым
отдельным
вопросам.
Почему
самому
учителю
нужна
краеведная
работа.
Сборник
прежде
всего
предназначается
для
школьного
работника,
как
краеведа.
Ему,
по
самому
его
положению,
надлежит
определить
свою
краеведческую
деятельность
.
и
если он поставлен
в
положение
„краеведа"
оффициальными
программами
,
если
он не
сомневается
,
что
должен
быть
краеведом,
то
далеко
не
так
хорошо
проводится
это на
деле.