А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 15
—
и
В
программах
ГУС'а
краеведению
отведено
большое
место,
но
место
определено
в
о'щих
чертах. Школьный
ра-
ботник
в
праве,
пока,
недоуменно
спросить,
как и
что
осуще-
ствить
покраеведной
работе.
В
литературе
педагогической
и
краеведческоймного
говорится
про
школьного
работника
и
про
краеведение
в
школе
.
Но
решение
принципиального
вопроса
еще
не
сдвигает
дела
с
места;
соотношение
между
словом
и
делом
оказывается
слишком
не
в
пользу
последнего
.
На
-
стоящий
ствет
на
вопрос
о
месте;
и
роли
школьного
крае-
ведения
и
школьного
работника
в
краеведении
должен
быть
дан
в
виде
конкретной,
по
возможности,
детальной
програм-
мы
местной школьной
работы
с
нужными
инструкциями.
Это
главная
задача.
Какой
же
должна
быть роль
самого
учителя?
Что
та-
кое^/краеведение
для
него?
Краеведение,
как
познание,
есть
бесспорно
научное
познание
края,
но
перенесение
центра
тяжести понятия
(
„краеведение"
на
научность
суживает
его,
как
деятельности
Это
практически
опасно
тем,
что
очень
ограничивает
круг
работников
по
краеведению.
В краеведении
научная
работа
значительно
упрощена.
Собирание
материалов
и
сведений
по
изучению
края
—
это
уже
научная
работа?
Да,
если
собирание
ведется
с
соблюдением
научных
требований.
Краеведение
—
не
учебный
предмет,
не
родиноведение,
и
не^асть географии.
Оно,
не являясь
учебным
предметом,
берет
для
учебной
работы
краеведческий
материал
а
от
гео-
графии
и
других
наук
метод.
В
истории
школы,
введение
в
нее
краеведения,
прошло
чрез
предмет родиноведение,
как
некоторый
этап
в
истории
уяснения
задач
краеведения.
В
названии
„родиноведение",
часть,
его
слово
„родина"
под-
черкивало близость
к
родному краю
к
наблюдению,
пони-
манию
и
истолкованию
его,
как
основание
для
введения
это-
го
„предмета".
Теперь
нет
в
школе
отдельных
предметов,
родиноведения
и
краеведения:
мотивы
к
рапоте
над
крае-
ведческим
материалом
усилились
и
для
возраста
школьника,
и
для
гражданина,
и
для
личности самого
учителя.
Чувство
к
родному месту,
к
его
ландшафту,
толкает
краеведа,
к
различным
видам
изучения края;
к
познанию
своего
края,
к
посещению
мест
его,
к
посещению
музеев,
к
коллекционированию.
Ландшафт
это—
естественная
картина,
созданная
приро-
дой
и
человеком
в их
взаимодействии
друг
на
друга.
Местный
человек
сам
несет
черты
этого
воздействия.
Зависимость
от
своего
края,
от его
культуры
и
культурная
работа
на
1...,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14
16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,...256