—
224
—
18.
Где
спят:
на
кровати,
печи,
палатях,
скамьях,
на
полу.
Общая
постель
или
отдельная,
где
спят
дети.
Что
слу-
жит
постелью:
перина,
подушки,
одеяла,
простыни, сенники,
войлок,
дерюга,
как
часто сменяется
постельное
белье.
19.
Не
пускают
ли
зимой
в
избу
телят,
ягнят,
кур.
Продолжительность
их
пребывания
в
избе.
20.
Какая
в
избе
вентиляция
и
какой
воздух
—
душный,
спертый.
21.
Размер
двора
в
метрах:
длина,
ширина,
высота
стен
до
крыши. План двора.
Сколько
голов
своего
скота
помещается
во
дворе: крупного, подростков,
мелкого.
Кроме
того сколько
и
каких
птиц.
Санитарное
состояние
двора
и
хлевов.
22. Есть
ли
погреб
(ледник).
Об'яснительная
записка.
Санитарное
описание
крестьянской
избы,
—
вполне
до-
ступно
и
интересно
детям,
заключая
в
себе
ряд
измерений
и
черчение
плана.
Для
школы
достаточно
иметь
описание
шести
изб:
двух
бедняцких,
двух
середняцких,
двух
зажиточных
и
даже
типичных
3
х.
Часть
работ
по описанию своего
жилья
может
выпол-
нить
даже
1-ая
группа,
по
указанию учителя;
главная
работа
пойдет
на
2-ую
группу,
где
требуется
произвести
оценку
жилья со
стороны
света,
воздуха, санитарного
состояния,
а
также
санитарного
состояния
дворов
(тема
3-я—
охрана
здоровья
в
семье
и
деревне).
Вопросы
настолько
просты,
что
ответить на них
без затруднения
может
и
ученик
второй
группы,
придется опустить
об'ем
жилья
—
это
вычислит
старшая группа.
Затруднит
разве
количество
вопросов
—
22,
т. к.
при-
дется долго
переписывать анкету.
Но
если
в
школе
есть
копировальная
бумага,
то
пору-
чив
одному хорошо пишущему ученику
можно
сразу
заго-
товить
нужное
количество
анкет.
В
3-й
и
4-й
группах
нет
надобности проводить
эти
анкеты вновь:
можно,
взяв
анкеты
2 й
группы
за
прошлый
год,
просто
проверить
ее
данные
на
материале
текущего
года
по
вопросам
санитарии
—
в
смысле
их
улучшения
или
ухудшения
и
выяснения
причин
этого
изменения.
В ШКМ
и
деревенской
семилетке
особая
специальная
тема
1
года
обучения „Благоустройство
жилища.
Гигиени-
ческие
и
санитарные
навыки"
касается
как
раз
устройства