—
228
—
случае, чувствовавших близкое соприкосновение
с
этой
эпохой.
Сбирание
этого
материала
носит
срочный
характер,
по-
тому
что
свидетели
крепостного
права
уже
почти
исчезли
и
конечно,
через
десять
лет
эту тему
провести
будет
нельзя-)
Определенную
программу
для
записей
этих
рассказов
рекомендовать
трудно
—
просто
надо
стараться
записать
по
возможности
все,
что
могут рассказать
старики,
—
как
наибо-
лее
интересные
их
рассказы,
воспоминания,
иногда анекдоты
и
даже
легенды,
—
так и
все
вообще
отрывочные
сведения.
О
прежних
временах
часто
передают совершенно
невероятные
вещи
—
тем не
менее
не
надо
в эти
рассказы
вносить своих
исправлений
.
Мы
изучаем
не
только
самые
факты
,
но
и
то
освещение
их,
которое
дает
им
крестьянская среда. В
школь-
ной
работе
конечно,
надо
постараться
отделить
правдо-
подобное
от
неправдопобного,
но
сами записи
должны
остать-
ся
в
неприкосновенности. Только
в
таком
виде
они
могут
принести пользу
науке.
Примечания
учителя
к
ним—
очень
желательны,
равно
как
и
все пояснения
и
свои
соображения,
которые
по
их
поводу
он
имеет.
Не
указывая
никакой
системы
в
сбирании
материалов—
мы
все же
должны
отметить,
что
совершенно
необходимо,
чтобы
он
был
датирован:
т.
е.
1)
сообщать
имя,
фамилию
и
общественное
положение
записавшего;
2)
тоже
и,
кроме
то-
го,
возраст
сообщившего; 3)
время
и место
записи;
4)
ста-
раться установить,
хотя
бы
приблизительно,
к
какому
вре-
мени
относится
записанный
рассказ;
5)
приводить собствен-
ные
имена,
как
действующих
лиц,
так и
тех
мест,
где
про-
исходило
действие,
а
не
ограничиваться, например,
такими
словами:
„наш
барин,
переезжая через
реку.,."
Важно
ука-
зать
и
имя
барина
и
через какую реку
он
ехал.
В
отношении
проработки
данной
темы
в
порядке
школь-
ных
занятий
надо
сказать,
что
школой
эта
тема
прорабаты-
вается
и
в
первой
и
во
второй
ступени.
В
первой
ступени
в
комплексной
теме
„Деревня",
в
подтеме
„Деревня
и ее
окрестности"
целый
раздел
работы
посвящен
борьбе
крестьян
с
помещиками
за
землю—
здесь
вполне
уместен
краеведческий
экскурс
в
крепостное
право.
Но
здесь
наше
углубление
в
историю
носит
эпизодиче-
ский
характер.
3
)
Если
бы
в
результате
работ
школ
был
собран
некоторый;
более
или
менее
интересный
материал,
то он
мог
бы
быть
издан
отдельным
сбор-
ником
воспоминаний.
Поэтому
все
эти записки
надо
направлять
в
общество
исследователей
Рязанского
края
для
обработки
в
историко-бытовой
комиссии.