14.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ
ИЗУЧЕНИЯ
КРЕПОСТНОГО
ПРАВА
ПО
ВОСПОМИНАНИЯМ
ЕГО
СВИДЕТЕЛЕЙ.
Одной
из
интересных
работ
по
краеведческому
иссле
дованию
может
явиться
тема
„крепостное
право
в
воспоми
наниях его
свидетелей".
Цель
названной
работы
—
вспомнить
со слов
стариков
о
временах крепостного права
и
записать
все
рассказы,
кото-
рые
еще
сохранились
в
народе.
Для
науки
—
дело
большой
важности
сохранить
фактиче-
ский
материал
,
касающийся
последних
дней
крепостной
за-
висимости
—
тем
более,
что она почти не
располагает
таким
материалом, преподнесенным
в
освещении
крестьян.
Проф.
В.
В.
Богданов
говорит „прикоснувшись
даже
слегка к этим
материалам, историк
видит,
что
даже
крепостное
право
в
помещичьем
быту
рисуется
далеко
не
в
тех
тряфаретных
красках, которые
нам
известны
по
литературе. Только
об-
ластная
история
разработает
эти
культурно-бытовые
вопросы
столь
большого
местного
и
общероссийского
значения
1
).
Исто-
рии
отдельных
областей
и
местечек
еще
совершенно
нераз-
работаны,
и в
историческом
отношении
мы
все
должны
мерить
на
общерусский
аршин,
шаблонизируя
явления,
и
следователь-
но,
греша против
истины
.
Для
того,
чтобы
историческая
наука
могла
разобраться
в
минувшей
жизни
народа,
необхо-
димо
тщательно
сбирать
и
беречь
все
материалы,
которые
смогут
нам
осветить
наиболее
интересные
моменты
прошед-
шей
жизни.
Для
школы
—
непростительно
пройти
мимо
этих
ярких
картинок
недавнего
рабства
и]
не
использовать их
в
целях
преподавания.
Программа требует
пристального
внимания
к
вопросам
местного
землепользования
и
истории
земельных
отношений
данного
района.
Изучение
общественного
движения
в
крае
также
входит
в
ее
прямую задачу
.
И
едва
ли
можно
найти
материал
более
яркий
для
различных
сопоставлений,
чем эти
бесхитростные
рассказы
умирающих
стариков
,
непосред-
ственно
переживших время
крепостничества
или,
во всяком
*)
„Вопросы
краеведения"
стр.
129.