А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 243

239
ний
беспорядок;
сваленный
в
кучу,
неаккуратно
положен-
ный
он
превращался
или в
сор
или
в
рваную
и
мятую
бу-
магу,
судьба
которых
очевидна.
Нашим
школам со
всей
вни-
мательностью
надо
остановиться
на
этом
вопросе.
Органи-
зовать внешне
красивое
и
внутренне
осмысленное
хранение
материала, привлекая
к
этому
школьников;
подумать,
не
пора
ли
подготовляться
к
устройству
школьного
краеведче-
ского
музея?
Усвоить себе
взгляд
на
собираемый
материал
не
как на
проверенные тетрадки
ученических
работ,
которые
уж
не
нужны,
а
как
на
свой опыт,
свои
достижения,
свой
вклад
в
изучение
края.
Следствия
из
этого положения
вы-
ведет
сам
учитель
здесь
мы
не
будем
давать
технических
советов.
Это
тема—
для
той
книжки о школьных
краеведче-
ских
музеях,
которая
мыслится
в
дальнейшем
составителями
этой
работы.
Неудовлетворительно
обстоит
дело
и
с
использованием
краеведческих материалов.
Забытые
или
уничтоженные
они
не
могут
служить
ни
педагогическим
интересам
школы,
ни
научным интересам
местного
краеведения.
Школа
должна
стараться
не
только
сохранить
их для
себя:
она
должна
по-
ставить
своей
первоочередной
задачей—
сообщение
их
туда,
где
они
нужны,
где
их
обработают,
сохранят
и
по
должному
оценят.
Школа
должна
понять,
что
передавая
их
краевед-
ческому
обществу—
она не только
служит
науке:
она
и
для
себя
сбирает
тот
краеведческий
материал,
который,
обрабо-
танный,
систематизированный,
об'ясненный
и
сравненный
с
другим,
через некоторое
время
снова
вернется
к
школе
в
виде
статьи,
книжки или
доклада,
которые
она вновь
сумеет
превратить
в
педагогические
ценности.
Приведем
пример.
Предположим,
что
ряд
школ
займется
сбором
сохранивших-
ся
в их
местности
воспоминаний
о
крепостном
праве. В ре-
зультате,
из
многих мест
губернии соберется
интересный,,
яркий
материал.
Что
может
сделать
школа с
одним
двумя
интересными
рассказами,
которые
ей удастся найти?
Иное
дело,
если
весь
этот
материал,
собранный
многими
школами
попадет
в
общество
исследователей
Рязанского
края.
Разо-
бранный
и
систематизированный
там он
может составить
Целый
сборник—
„Крепостное
право
в
Рязанской
губернии
по
воспоминаниям
его
свидетелей".
Что получит
краеведческая
наука?
Новые
данные
по
этому
вопросу.
Что
получит
школа?
Сделанную
ею же
работу
совместно
с
другими
школами.
В этой
книжке
она не только с
радостью
найдет
то,
что
сама
сделала,
но
и
с
интересом
прочтет
работы
других
школ.
И
не
только
с
интересом,
но
и
с
большой
пользой,
т.
к.
све-
1...,233,234,235,236,237,238,239,240,241,242 244,245,246,247,248,249,250,251,252,253,...256
Powered by FlippingBook