50
А. НОВИКОВ - ПРИБОЙ
указаниям Домбера он имел ясное представление об
устройстве котлов. Ему приходилось принимать участие
в банении дымогарных трубок. Познакомился со всеми
клапанами, кранами, питательными помпами, водомерными
стеклами и умел обращаться с ними. Все тело его огру
бело, но вместе с тем оно стало выносливее к жаре
приобрело упругость. Короче говоря, он был силен своей
молодостью и мог уже стоять на вахте без посторонней
помощи, держа пар на должной высоте.
Но так продолжалось только до тех пор, пока «Орион»
направляясь из южного полушария в северное, пересекал
умеренную полосу. Дальше предстояло пройти через эква
тор. По мере того, как приближались к нему тропиками,
солнце поднималось все выше, расточая жгучие ливни
света. Пассатный ветер слабел. Железная палуба, нака
ляясь, отдавала жаром. Скрывались под тентами. Но
в машинном и кочегарном отделениях синий столбик
спирта на термометре вырастал с каждым днем, перева
ливая за пятьдесят градусов. Вахтенные часы наполо
вину уменьшили, зато машинисты и кочегары должны
теперь спускаться вниз четыре раза в сутки. Стало как
будто легче, но когда еще больше усилилась жара, уже
истощала и двухчасовая вахта. Ветрогонки почти не дей
ствовали. В топках, лишенных свежего притока воздуха,
плохо горел уголь, трудно было держать пар в котлах.
Стрелка на манометрах стояла ниже красной черты.
В кочегарку прибегал второй механик, испанец Фаустино,
и, потрясая костлявыми кулаками, ошалело кричал:
— Дрянь вы ананасная, а не кочегары! Кухарки
могли бы здесь справиться лучше, чем вы!
Большая голова его покачивалась на длинной и тон
кой шее, как на стебле, и казалось, что вот-вот она
оторвется совсем.
Домбер повертывался к нему и мрачно заявлял:
— Совершенно нет тяги, господин механик.