А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 150

146
и
географического
распространения
отдельных
видов,
она
заканчивается
составлением
списка
видов
(флоры)
и
границ
их
распространения
(ареалов)
и
вторую
работу
выяснение естественных
сочетаний
растений
в
связи
с
условиями
обитания,
так наз.
ботанико-
географическое
изучение растительных
сообществ.
Такие
физико-географические
условия,
как
геологиче-
ское
строение
района,
рельеф
и
орошение,
географическое
положение
и
климат,
определяют
собою
почву
и
раститель-
ность
края;
почва,
растительность
и
др.
элементы
обусло-
вливают
хозяйство,
а
оно
культуру
и
быт
человека.
Из
этих
элементов
составляется
ландшафт
или
геогра-
фическая
картина
местности.
Отсюда
станет
ясно,
какое
зна-
чение
в
познании
края представляет частный
вопрос
изу-
чение
растительности.
Что
значит
для
Рязанского
края растительность
видно
также
из
следующего:
для
Мещерского
края—
почти
все
бо-
гатства
природы исчерпываются
его
лесами,
пастбищами
и
болотами;
для
Окской
поймы—
все—
ее
луга;
для
право-
бережья
Оки
ее
лесостепь,
чередующиеся
остатки
лугов
да
лесов
и
пашня,
там,
где
леса
и
луга
уничтожил человек;
вот
обычные картины
Рязанского
края.
Жители
занимаются
земледелием,
животноводством,
лесным
делом,
отхожим
промыслом,
не совсем по
своему
вы-
бору;
этот
выбор
для
них
предопределяет
природа края
и
надо
знать
наперед
„волю"
природы,
ее
„выбор"
для
рас-
.
счетов
хозяйства
волости.
Как было
указано,
мы
делим
изучение раститель-
ности
на
две
части
на
изучение
флоры
края
и на
бо-
танико-географическое
изучение
(гео-ботаническое)
и,
ко-
нечно,
нужно
сперва узнать,
что
встречается
в
крае,
а
затем,
как
растения
группируются.
Такое
изучение проводится
экспедициями,
но
пополнено оно
должно
быть
местными
крае-
ведами.
В
некоторые
места,
а
к
таким
относится
и
Рязан-
ская
губерния,
экспедиции
заглядывали
редко
и
тем
больше
дела
остается
краеведам.
Экспедиции
были редки
не
пото-
му,
что
Ряз.
губ.
не
представляет
интереса,
наоборот,
она
интересна
не
менее,
чем
другие
губернии
и
по
малой
обсле-
дованности
тем
более
необходимо
изучение
ее.
Поэтому
мы
просмотрим
намеченные задачи
и
сооб-
щим
некоторые указания
к
ним;
но
нужно,
прежде
всего,
.
оговорить,
что технические
указания
по
сбору,
консерви-
рованию,
гербаризации
растений
не
могут
быть
включены
сюда;
это
дело
особой
статьи;
и
такие
указания
не-
1...,140,141,142,143,144,145,146,147,148,149 151,152,153,154,155,156,157,158,159,160,...256
Powered by FlippingBook