А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 168

164
состав
изучается сперва,
а
фито-социальная
группировка
позднее.
Учащиеся
ІІІ-го
года
4-х
летки
могут засушить
образцы
мхов,
веток
деревьев
и
кустарников,
т. е. иметь
дело
хотя
и
с
трудными
для
определения,
но
простыми
для
засушивания
растениями.
Они смогут
обследовать
выходы
ключей,
периферию
болота,
если оно
не
представляет
опас-
ностей,
измерить
кочки
и т.
под.
Им
по
программе придется
в
ІІІ-м
году
иметь
дело
с планом
и
картой;
однако,
мы
ду-
маем,
что
нанесение
болот
на
волостную карту
или соста-
вление
планов
их
это-
работа
учащихся
перешедших
на
IV
год
обучения.
Работа
по
изучению
болот
по
программе
должна
встретиться
в
начале
І1І-го
года
осенью;
должна
начаться
возможно
более
ранней
осенней
экскурсией
и
кратким пред-
варительным
введением
учителя;
содержание
введения под-
сказано
программой
это
„поверхность
местности,
воды,
болота;
неудобные
земли".
Об
„улучшении
неудобных
земель"
придется
только
говорить,
если нет по
близости
мелиора-
тивных
работ
и их
нельзя
было
бы
увидеть
на
экскурсии.
Центр
тяжести
обследовательной
работы
учащихся
падет
на
лето;
ІѴ-й
год
начнется
обзором
сделанного
за
лето;
В
течение
IV
года
тема
встретится
в
вопросах:
„Картины
при-
роды"
и
„Промышленность
(торф,
каменный уголь,
гл.
пункты
разработок,
характерные
для
нашего
края; картины
работы
на
торфянике)".
Т.
к.
живые
впечатления,
материалы
к
это-
му
времени
уже
собраны,
то остается
их
использовать,
пред-
ставить
как
материал
для
наступившей програмной
про-
работки;
все
должно
быть
и
обработано
как
присуще
этому
материалу:
составлены
планы, карта,
коллекции,
гербарий
отмонтирован,
текст
описательной
части
переписан
и
об-
сужден,
все
должно
быть
теперь
проработано
к
предстоя-
щему
подведению „итогов
работы
группы
за
4
год".
Возможно
впечатление сложности
предлагаемой
работы;
следует
иметь
в
виду
два
обстоятельства:
1)
что
инструкция
написана
для
учителя,
а не
для
использования
непосредствен-
ного
учащимся,
и
2)
как
было
указано,
можно
не
брать
на
себя
всю
работу
намеченную
во
всех
вопросах,
а
выполнять
ее по частям
в
ряд
лет
и
разбивать
на такие
небольшие
элементарные
и
выполнимые
для
учащихся
задания,
от
ко-
торых
требуется
одно,
чтобы
они не
теряли
своего
исследо-
вательского значения
для
краеведения
и могли
бы,
как
часть
войти
в
целое,
будет
ли
оно составлено
учителем,
волостным
краеведческим
об
'единением
или
далее
от
них.
1...,158,159,160,161,162,163,164,165,166,167 169,170,171,172,173,174,175,176,177,178,...256
Powered by FlippingBook