А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 163

159
водоросли,
рдесты, кувшинки,
затем—
камыши,
тростник,
хво-
щи,
осоки
и,
наконец, мхи;
среди
них
и
вместе
с ними
дви-
гается
ряд
и
других
растений.
Рано
или
поздно
они
гибнут,
скопляясь
на
дне
в
органическую
массу,
плохо
перегниваю-
щую
при
недостатке
кислорода;
водоем
мельчает;
названные
растения, продвигаются
дальше
в
места
достаточной
для
них
глубины,
в
том
же
порядке
к
центру
озера,
пока,
м.
б.,
дело
не
дойдет
до
полного
заростания
и
покрытия
всей
воды
озера
мхами.
При
другом
способе,
при
надвигании
плавающих,
отор-
вавшихся
у
берега
моховых
подушек
и
др.
растений,
водоем
заростает
с
поверхности;
в
моховом
покрове
мѳгут
остаться
„окна"
воды.
На
установление
происхождения
болота
и на-
правлены 3-й
и
4-й
вопросы
анкеты;
в
них
есть
вопрос
о
кочках;
кочки
на
лугах
и
болотах бывают
„земляные",
и
„растительные";
первые
земляные
бывают
„насыпные",
образованные
роющими
животными и
„грунтовые"
выбитые
пасущимся
скотом.
Растительные
кочки
представляют
не вполне
разгадан-
ное
явление;
простыми
являются
„древесные"
кочки,
имею-
щие
в
основе
пни
срубленых
деревьев
и
кустарников;
после
осушки
болота
они
как
бы
„вылезают"
из
болота;
„травяные,,,
кочки
образованы
кустами
осоки,
злаков
и
после
осушения
разрушаются,
начиная с
основания.
Иногда
середина болота
оказывается
выше
краев
и
ок-
ружающей
местности.
Это нужно
отметить
и
по
возможно-
сти
измерить.
Если
нет вмешательства
человека
в
жизнь
болота,
то,
в
известной
стадии
его
развития,
на
травяном болоте
разро-
стается
лес;
сначала
появляются
кусты
ив,
на
кочках
черная
ольха
и
береза;
ива
вымирает,
остается
черно-ольховая
за-
росль
и
увеличивается
мощность
слоя
торфа;
внедряются
береза
и
сосна
и
вытесняют
ольху.
Однако,
в
конце
концов,
сфагновый
мох,
под
тенью
сырого
леса,
разростается
и за-
трудняя доступ воздуха
к
корням,
доводит
древесные
стволы
до
отмирания,
погребает
упавших.
Поставленные вопросы
важны
для
изучения
смены
растительности.
Необходимость
называть
растения
заставляет
соби-
рать
гербарий.
В
6
и
7
вопросах указано
на
необходимость
собирания
образцов
остатков
отмерших
растений,
торфа,
как основных
документов
изучения. Они
имеют
огромное
значение
в
изучении
и
настоящего
и
прошлого
жизни
бо-
лота.
Этим
образцам
место
в
краеведческом
музее
самой
ли
школы,
волости,
уездного
или
губернского
города.
Что
же
1...,153,154,155,156,157,158,159,160,161,162 164,165,166,167,168,169,170,171,172,173,...256
Powered by FlippingBook